ЗАМКНУТЫЙ РЕБЕНОК

Добрый день! Моему сыну 5 лет. Он замкнутый мальчик, но это только дома….В садике играет с детьми, но не слушается воспитателей, (его очень балует бабушка и дедушка). Дома он послушный, но никогда не рассказывает, что происходит в группе, такое ощущение, что он меня боится. Если начинаем с ним заниматься уроками….я даже не повышаю голос, он начинает плакать, я спрашиваю что ты плачешь, я ведь не ругаюсь на тебя , на что он отвечает «Я маленько не знаю» Хотя все он прекрасно знает…только вот этот не понятный страх. Он очень не внимателен….не сосредоточен, не усидчив, летает, где то. Смотрит, как затравленный зверек на меня…мне хочется его как то оживить….я спрашиваю, может тебе, что то нравиться….ты хочешь ходить в какой нибудь кружок…на все один ответ я ничего не хочу мне не нравиться, или просто молчит. Я не могу сказать, что я очень строга с ним….нет,… я старюсь не ругать его,…а разговаривать с ним как с взрослым…стараюсь объяснить, что так делать нельзя,…но даже при разговоре начинаются слезы. Я второй раз замужем …от второго брака у меня родился сын полгода назад ..отношения со вторым мужем я бы сказала у сына хорошие…говорит что любит его….муж его ругает если есть на то повод….но не бьет его ….а просто разговаривает…С каждым годом он все становиться все молчаливей …Я сначала думала что это от того что я воспитываю его одна, но вот появился мужчина и ничего не меняется. Его дедушка и папа я бы сказала, что тоже слабохарактерные мужчины,…но тут какой -то страх. Что мне делать??? Как заинтересовать ребенка???
Александр Юрьевич Панасюк. профессор кафедры, доктор психологических наук

Уважаемая Валентина!
Я внимательно ознакомился с Вашим письмом, и, как мне кажется, мне понятна Ваша ситуация.
Позвольте, я отвечу Вам прямо по тексту Вашего письма.
Добрый день! Моему сыну 5 лет. Он замкнутый мальчик, но это только дома….В садике играет с детьми, но не слушается воспитателей, (его очень балует бабушка и дедушка – не слушается, потому что балуют? Он не слушается (т.е. не делает то, что ему говорят), потому что не согласен с тем, что воспитатели говорят. Почему не согласен? Либо потому, что ему дома разрешали то, что воспитатели запрещают; либо из-за негативного отношения к личности воспитателя (допустим, те кричат на него…) – выясните, в чем конкретно проявляется «не слушается»). Дома он послушный (выясните, пожалуйста, какие требования домашних он выполняет ("послушный", а эти же требования воспитателей – не выполняет – есть такое? Если есть – значит, проблема в отношении к воспитателям; и тогда нужны другие действия. Но вначале нужно выяснить), но никогда не рассказывает, что происходит в группе, такое ощущение, что он меня боится. Если начинаем с ним заниматься уроками….я даже не повышаю голос, он начинает плакать, я спрашиваю что ты плачешь, я ведь не ругаюсь на тебя , на что он отвечает «Я маленько не знаю» Хотя все он прекрасно знает…только вот этот не понятный страх (Этот страх, Валентина, может быть обусловлен либо врожденным фактором – он, допустим, родился с повышенной чувствительностью центра наказания в мозге, либо это было связано с фактором негативного на него воздействия в младенчестве или чуть позже… Но сейчас не это важно, а что делать с ним…Посмотрим, что же Вы делаете с ним…) . Он очень не внимателен….не сосредоточен, не усидчив, летает, где то. Смотрит, как затравленный зверек на меня…мне хочется его как то оживить….я спрашиваю, может тебе, что то нравиться….ты хочешь ходить в какой нибудь кружок…на все один ответ я ничего не хочу ! мне не нравиться, или просто молчит. (Человека с такой психикой нужно не расспрашивать «что ты хочешь, что тебе нравиться» - Вы никогда не узнаете, ибо и он сам не знает этого. Ему нужно, Валентина, совсем другое! Валентина, на любимого человека не смотрят «как затравленный зверек» - понятно? Покажите ему, что Вы его очень любите (он этого не видит)… Покажите, а не говорите об этом… Прижмите его к себе, обцелуйте с ног до головы, говорите ему ласковые слова о том, как Вы его любите… Обращайтесь к его душе а не к его разуму («интересно, а что же ты хочешь-то?» - это не к душе). А любить Вы умеете… Так пусть он видит в Вас не хищного зверя (на которого и смотрят затравленным взглядом), а любимого человека. Дайте ему возможность полюбить Вас…)Я не могу сказать, что я очень строга с ним….нет,… я старюсь не ругать его (его ни при каких случаях нельзя наказывать, даже словами, ему нужно неподдельная ласка и любовь. Давайте предположим, что он сделал что-то не так, за что обычных детей наказывают. А Вы сядьте с ним на диванчике в уголочке, прижмите его к себе и ласково ему на ушко «Я ведь знаю, что ты так больше делать не будешь… Я люблю тебя… Милый мой, дорогой мой…»,…а разговаривать с ним как с взрослым…стараюсь объяснить, что так делать нельзя,…но даже при разговоре начинаются слезы (Ибо ему вовсе не это нужно!). Я второй раз замужем …от второго брака у меня родился сын полгода назад ..отношения со вторым мужем я бы сказала у сына хорошие…говорит что любит его (а Вы в душу-то ему заглянули – что так в отношении Вашего мужа… Говорить-то он будет то, что положено говорить )….муж его ругает если есть на то повод….но не бьет его ….а просто разговаривает…С каждым годом он все становиться все молчаливей (У него нет близкого по душе человека, любимого человека, вот и уходит он в себя)…Я сначала думала что это от того что я воспитываю его одна, но вот появился мужчина и ничего не меняется. Его дедушка и папа я бы сказала, что тоже слабохарактерные мужчины,…но тут какой -то страх. Что мне делать??? Как заинтересовать ребенка???
Валентина, запомните фразу, сказанную ребенком: «Дайте мне славы взаймы и я стану великим человеком!», а Ваш сын тоже самое говорит, но другими словами: «Дайте мне любовь Вашу и я буду любить Вас – не на словах, а в душе!!! и я стану Вашим, и я не буду отгораживаться от Вас стеной молчания».
Услышьте, Валентина, не меня услышьте – его! И будет он тогда самым счастливым человеком на земле. И Вы будете счастливы с ним.
Счастья Вам двоим!
С уважением, проф. А. Панасюк
P.S. Валентина, а если я смогу быть Вам еще чем-либо полезен - загляните на мой сайт www.pan-alex-u.ru , либо напишите мне по адресу: 08-11-40@mail.ru – обязательно отвечу.