МОЙ СЫНОК СТАЛ ПЛАКСОЙ!!!

Здравствуйте!!! Моему сыну 3 года 6 месяцев. Он с самого рождения очень позитивный ребенок, очень активный!!! Но последние месяцев 6 он стал очень капризным, по любому поводу начинает плакать ( для меня - это и не повод: например, если кто-то вперед его оделся в садике). А недели 2 назад стал подходить ко мне, к родственникам и плача говорить: меня дедушка(папа. мама и пр.) обижает, кусает, толкает Когда мы его спросили: ты врешь? Он сказал: да, я хочу, чтобы меня пожалели. Причем в садике он очень спокойный ребенок, не бегает, не скачет, не плачет. Только дома отрывается. Я не пойму, эти его капризы с чем связаны: с недостатком внимания? Но в данный момент ему уделяется еще больше внимания, чем раньше, т.к. временно мы живем у моих родителей: так что он купается во внимании бабушки, дедушки, моем, мужа. Подскажите, с чем связана такая плаксивость, что с этим делать? Ведь мой ребенок всегда был очень позитивным и жизнерадостным!!! Заранее спасибо за ответ.
Александр Юрьевич Панасюк. профессор кафедры, доктор психологических наук

Уважаемая Юлия!
Я внимательно ознакомился с Вашим письмом, и, как мне кажется, мне понятна Ваша ситуация с сыном.
Основная причина его такого поведения - подсознательное желание получить "поглаживание", ласку, "чтобы меня пожалели", получить защиту. С чего бы это вдруг появилась такая потребность в "поглаживании", в защите?
Такие потребности в чрезмерном (с точки зрения других людей) "поглаживании" появляются тогда, когда человек лишился обычного источника "поглаживания". Это - психологическая причина. Другая причина может быть обозначена как биологическая, когда произошло какое-то ослабление в организме (какая-то "поломка") - вот и появилось желание в дополнительной защите ("пожалейте меня, пожалуйста"). Ребенок, естественно, об этом не знает и знать не может. Это - две разные причины (психологическая и биологическая), а следовательно, должны быть разные действия по устранению причины. Значит, Юлия, нужно выяснить, какая из этих причин привела к такому его поведения - это понятно?
Попробуйте, Юлия, вспомнить, когда у него появилось такое поведение? Не связано ли это было, допустим, с лишением контактов с важным для него человеком, который его ласкал чаще, чем другие? Не потерял ли он привычную защиту в своем ближайшем окружении? Или, может быть, изменилась привычная среда его обитания? Вспоминайте, Юлия.
Если не вспомните, если такого не было - тогда причина вторая, и тогда нужно к врачу (специалисту, который выявит ту поломку в организме, что привела к повышенной потребности в защите, и устранит ее). Но сначала нужно исключить психологический фактор, вызвавший дополнтельное стремление к "поглаживанию". Юлия, это понятно?
Если понятно, тогда действуйте, ищите - какая из этих двух причин привела к такому изменению его поведения. А когда найдете - напишите, и если это психологическая причина - будем искать способы устранения. Действуйте.
Юлия, а если я смогу быть Вам еще чем-либо полезен - напишите мне по адресу: 08-11-40@mail.ru - обязательно отвечу, да и загляните на мой сайт www.pan-alex-u.ru может, среди моих книг выберите себе что-то по душе и напишите, а я помогу….
С уважением, проф. А. Панасюк