РЕБЕНОК ВОРУЕТ

Здравствуйте!Моему сыну 13 лет,воспитываю его без мужа.Но растет он в большой семье где все его очень любят.В школе учится неплохо.У него еще с 6-7 лет появилась привычка вытаскивать из сумки или карманов (чужих)мелкие деньги.Мы долго с ним разговаривали на эту тему,я говорила ему что он может попросить-и я не откажу,пару раз не выдержала и отшлепала..Прошли годы,и я надеялась,что мы это перерасли.Но сегодня утром я поймала его на том что он вытаскивал деньги из моей сумки.У меня был шок-я спросила-за что он с нами так поступает?Ведь у него есть все..В каждую неделю я выдаю ему деньги на карманные расходы..У него есть все что есть у современного подростка..Молчит..Что делать?
Елена Александровна. практический  психолог, к.п.н.

Лилия, на самом деле проблема детского воровства - явление не такое уж и редкое, просто тщательно скрываемое (и детьми, и родителями).
Когда ребенок в 7 лет берет чужие деньги это, чаще всего, списывается на то, что ему в этом возрасте трудно сдерживать свою естественную импульсивность: захотелось, знаю, что не мое, все равно возьму! В возрасте 13 лет - это уже вполне осознанное действие, которое действительно может стать вредной привычкой. Но не нужно паниковать, нужно помнить о том, что мотивы воровства могут быть самыми разными. Это главное, что необходимо выяснить. При этом хотелось бы обратить Ваше внимание на один момент: то, КАК Вы задаете вопросы. Вопрос "за что ты так с нам поступаешь?" и вопрос "Тебе нужны деньги? Можешь, сказать на что?" - согласитесь, звучат по-разному и реакция, не говоря уж об ответе тоже будет совершенно разная. В первом случае Вы обвиняете и Ваш вопрос вообще не подразумевает ответа, почему он ворует деньги. Во втором случае - это будет конкретная адресация к его мотивам, без включения эмоций.
Причины могут быть самыми разными: привлечение внимания родителей (в этом случае любые обвинения и наказания только подтвердят, что он выбрал правильный путь); попытка завоевать расположение других подростков через свою "полезность" (когда деньги нужны на совместные нужны компании); появление потребностей, о которых не очень удобно говорить родителям (это уже вопрос доверия и расположения), и еще многие, многие другие. Само собой, с каждой из этих причин нужно бороться по-своему.
То, что Вы можете сделать сейчас: во-первых, не провоцировать на мелкие кражи и не оставлять деньги там, где их можно легко взять; во-вторых, четко решить вопрос с карманными деньгами (выдаете ли Вы их ему, какую сумму, какого числа); в-третьих, и, в главных, все-таки важно выяснить, что побуждает его брать чужое. В разговоре важно не обвинять, не задавать не конкретных вопросах "за что" и "почему", лучше - "зачем" и "для чего". Когда Ваш сын поймет, что вопросы Вы задаете не для того, чтобы обвинить и наказать, а для того, чтобы понять, он расскажет правду.