ДОЧКА БОИТСЯ МУХ

Здравствуйте!Моей дочери 3 с половиной года.Уже 2 года с наступлением лета дочка начинает устраивать истерики при виде мух и прочих насекомых.Плачет на улице.А дома,если я выхожу на минутку,она бежит и прячется в свой игрушечный домик.Пробовали ей объяснять,что не надо бояться.Ничего не помогает.Что делать?Меня это беспокоит!Дело в том,что у дочки врожденный вывих бедра,было несколько наркозов,она итак нервная,а тут еще эти страхи.А еще она постоянно огрызается со мной и с окружающими.Не знаю как с этим справиться?Устала от постоянных скандалов и истерик.Помогите пожалуйста!
Никифорова Ирина Михайловна. психолог-консультант, психотерапевт

Уважаемая Олеся! Для того чтобы справиться со сложившейся ситуацией, необходимо выяснить первоисточник страха девочки. Просто так, что называется, на ровном месте ребёнок не может начать бояться ни мух, ни кого-то или чего-то другого. Для начала вспомните те события, которые произошли с ребёнком до появления страха - не содержится ли в них искомая причина? Часто основной из таких причин являемся мы - взрослые. Поскольку Ваша девочка ещё очень маленькая, то ей бесполезно говорить "НЕ БОЙСЯ!", "они маленькие и тебя не тронут" и пр., поскольку страх уже завладел душой малышки, проник в её подсознание. У маленького ребёнка "вылечить" страх можно, используя игру. Не скажу что это очень быстро, но положительный результат гарантирован. Страх можно нарисовать или слепить, а потом "расправиться" с ним. Можно предложить девочке сиграть роль мухи, от которой все будут убегать и бояться (муха в этом случае должна победить столько раз, сколько ей понадобиться и теми способами, которые ей покажутся правильными). В игре дети способны выразить и "отыграть" многие свои переживания и тем самым помочь себе.
Я желаю Вам сил, чтобы справиться с существующей проблемой, но если вы обратитесь к детскому психологу лично, то Вам будет легче справиться с этой проблемой.
Кузнецова Юлия Владимировна. Нейропсихолог, психолог. г.Москва
Здравствуйте, Олеся!
Выскажу только предположение, что из-за сложностей дочки и стараясь лишний раз ее не травмировать, Вы идете на поводу у ее желаний. Но, дойдя до определеной границы Вашего терпения, дочка слышит "нет", и в этот момент случается скандал или истерика.
Одновременно с этим возраст Вашей дочки характерен для кризиса 3-х летнего возраста (3 года +/- 0,5 года). Это время отстаивания самостоятельности и своих решений.
Несмотря на перенесенные наркозы, воспитание должно быть. Установите четкие границы "можно" и "нельзя". Определите ряд правил, которые важны для дочки и Вашей семьи. Они должны дочкой соблюдаться безоговорочно и вне зависимости от ее или Вашего настроения и обстоятельств. В остальных случаях Вы сможете пойти или не пойти навстречу желаниям дочки. Это поможет убрать лишние столкновения. Игнорируйте плохое поведение дочки и постоянно подкрепляйте хорошее. Стремясь заполучить Ваше внимание, дочка будет чаще обращаться к нужной модели поведения.
Что же касается страхов дочки, то лучше обратиться на очную консультацию к детскому психологу, поскольку страх дочки уже "имеет возраст". И при ошибках в работе со ним может получить дополнительное подкрепление.
Удачи!