СТРАШНЫЕ ФАНТАЗИИ У НОРМАЛЬНОЙ 7-ЛЕТНЕЙ ДЕВОЧКИ

Моей дочери 7 лет. Общительная, любознательная, мнительная, спокойная (иногда даже медлительная). С виду обычный ребёнок. Есть друзья, не любит убираться в комнате и рано ложится спать. Смотрит мультики, разные по содержанию. Какие-то русские старые сказки, какие-то современные диснеевские («семейные» с юмором), новые русские мультики (смешарики, лунтик, алеша попович и т.д.). Кроме этого интересны мультики про покемонов, маленьких колдуний, борющихся с монстрами («клуб винкс»). Недавно начались странные фантазии на тему убийства и смерти. То придет со слезами, говорит, что не хочет, чтобы ей отрезали голову (посмотрела на нож и нафантазировала). Однажды пришла со слезами, говорит, что «не хочет нас (родителей) убивать»! не хочет, чтобы мы умирали. Я с первого раза испугалась и объяснила, что не надо смотреть страшные мультики. А потом она снова приходила, жалуясь, что все равно эти страшные мысли приходят. Объяснить подробно не может - даже озвучить боится, а «избавиться» от них тоже не получается. Я ей разные советы давала - почитать, подумать о хорошем и т.д. Но проблема не уходит (продолжается 3-4 месяца). Есть подозрения, что это кризис 7 лет или просто привлечение внимания к себе, но меня пугает «страшный сюжет» её фантазий. Подскажите пожалуйста - не является ли это психическим отклонением?
Кузнецова Юлия Владимировна. Нейропсихолог, психолог. г.Москва

Здравствуйте, Татьяна! У детей есть страхи, которые характерны для определенного возраста. Если характерные для возраста страхи отсутствуют, то это есть повод присмотреться к ребенку. Но также должна насторожить и сверх-сильная выраженность страхов и их возрастное несоответствие. В возрасте 7 лет главный страх это страх смерти и, особенно, страх смерти, потери родителей. Вообще, в возрасте 7 лет страхи очень распространены. Это связано с тем, что дети делают качественный скачок в своем развитии и начинают осознавать реальные опасности. С привлечением внимания к себе страх Вашей дочки не связан, равно как и с отклонениями в развитии. Если ребенок переживает страхи излишне эмоционально, проконсультируйтесь у детского психолога очно.
Никифорова Ирина Михайловна. психолог-консультант, психотерапевт
Татьяна, одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста, является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: “Откуда все взялось?”, “Зачем люди живут?”.
Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же время целенаправленными. Формируются система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода.
При отсутствии идентификации с матерью и у девочек может теряться уверенность в себе. Но в отличие от мальчиков они становятся скорее тревожными, чем боящимися. Если к тому же девочка не может выразить любовь к отцу, то уменьшается жизнерадостность, а тревожность дополняется мнительностью, что приводит в подростковые годы к депрессивному оттенку настроения, ощущению своей никчемности, неопределенности чувств, желаний.
Чтобы заразиться подобными страхами, нужно быть психологически незащищенным со стороны родителей и иметь уже высокий уровень тревожности. Чаще всего навязчивый страх присущ детям с высоким уровнем интеллектуального развития, но с недостаточно выраженными эмоциональностью и непосредственностью. Их много опекают, контролируют, регламентируют каждый шаг тревожно-мнительные родители.