Вспышка коронавирусной инфекции в Китае в 2019 году, переросшая в глобальную пандемию, привлекла повышенное внимание научной общественности к возбудителю опасного заболевания COVID-19 – коронавирусу нового типа SARS-CoV-2. Стремительное повсеместное распространение вируса наблюдается всплеск интереса к вирусологии, как к разделу медицины.
Тем не менее, повышенный уровень интереса, а также сильно возросший уровень финансирования в разнообразные медицинские исследования, так и не сделал возможным появление каких-либо серьезных достижений для борьбы с вирусными инфекциями. Это напоминает советский анекдот из врачебной практики: «Если лечить простуду, то можно выздороветь за неделю, а если не лечить, то она сама пройдет за 7 дней!».
Это представляется парадоксом, что, несмотря на серьезный прогресс во многих сферах, люди так и не смогли полностью победить заболевания, вызываемые вирусом. При этом заболевания, которые инициируются патогенными бактериями, уже давно побеждены. Это оспа, чума и другие заболевания, которые в давние времена вызывали эпидемии и становились причиной гибели миллионов людей.
Основная трудность в этом кроется в усложненном строении и некоторых жизненных особенностях вирусной частицы. Для живой клетки характерно протекание биохимических процессов, которые выстраиваются в метаболический обмен с окружающей средой. Если происходит какое-либо нарушение, то в клетке наблюдается сбой жизнедеятельности. Это все может привести к гибели. Описанный процесс является базисным действием многих антибиотиков. Действующие вещества таких лекарств, встраиваются в обменные процессы бактерий и нарушают его, приводя к гибели инфекционного агента.
Проблема заключается в том, что этот механизм неэффективен для вирусных частиц. Причина – полное отсутствие метаболизма в вирусной клетке. Жизнедеятельность вируса возможна только за счет интеграции в клетку живого организма и ее задействование для размножения. В результате, если применить антибиотики, то кроме вирусных частиц будут также уничтожены и здоровые клетки собственного организма.
Актуальный вопрос в данном контексте, это то, каким образом сам организм противостоит вирусным агентам. Ключевую роль в данном процессе играет иммунная система. Ее эволюция в процессе нескольких тысяч лет позволила наладить систему идентификации вирусов при уже попадании в организм, предупреждая их размножение и развитие. Иммунитет также выборочно уничтожает зараженные клетки, не затрагивая здоровые ткани. Именно поэтому основной механизм действия противовирусных лекарств – это усиление действия иммунитета и снятие симптоматики.
Актуальным научным вопросом в медицине является поиск эффективных молекул, способных не только борьбу с вирусной инфекцией, но и ее предупреждение. Частично такую задачу решают противовирусные вакцины. Слабое место – это высокая изменчивость генома вируса, намного больше, чем у бактерий. За счет этого вирусы легко создают новые специфические белки, которые делают предыдущее поколение вакцин бесполезными.
Перспективным направлением представляются пептидные препараты, которые могут стать панацеей от целого ряда вирусных инфекций. Пептиды на молекулярном уровне способны вступать во взаимодействие с вирусными белками. Из-за этого возникает проблема при слиянии вирусных частиц, нарушается репликация, и становится невозможным проникновение в клетку. Есть научные теории, показывающие применение пептидов при вирусных заболеваниях – эффективным направлением.
Пептиды выходят на первый план для изучения и в сфере фармацевтики. Можно увидеть, что стадия клинических испытаний в настоящее время продолжается более чем для 100 соединений такого типа. Из преимуществ определяется минимальный набор побочных эффектов, высокая переносимость, особенно в сравнении с синтетическими молекулами. Еще одним плюсом представляется повышенная специфичность действия.
Одна из последних разработок – это выделение гликопротеина Gc RVFV, который эффективно показал себя в отношении защиты от вируса Рифт-Валли. Кроме этого обнаружилось его протекторное действие в отношении других вирусных агентов, не имеющих родства с Рифт-Валли (лихорадка Эболы, везикулярный стоматит и другие). Есть еще один пептид, который выделяется из натурального яда скорпионов и имеет название Kn2-7. Это перспективное соединение, использующееся в терапии против ВИЧ.
Еще одним открытием с большими перспективами является белок АМР. Ключевая особенность этого соединения – специфическая активность против семейства коронавирусов. Физическая структура такого белка – это пептид с положительным зарядом, который синтезируется в прокариотических и эукариотических клетках. АМР образует надежный защитный барьер, который помогает противостоять патогенным бактериям, микроорганизмам, а также вирусам и грибкам. Все дело во взаимодействии с положительно заряженной клеточной мембраной патогенной клетки, что нарушает процесс имплементации в здоровую клетку организма.
Ключевое направление действия пептидов – это путь взаимодействия вирусного агента с организмом, причем регуляции подвергается именно организм. Известно о свойствах пептидов тимуса, которые способны активировать защиту организма, обладая иммуномодулирующим действием. В Институте биорегуляции и геронтологии Санкт-Петербурга были поставлены экспериментальные исследования, в которых показано, что применение пептидов тимуса позволяет снизить регулярность заболевания ОРВИ у людей в возрасте.
Отдельно хочется сказать о цитомаксе «Владоникс». Это регулятор, воздействующий на организм человека, полученный на основе пептидов животных. Востребован также и цитоген «Кристаген», произведенный на основе комплекса растительных аминокислот. Внимания также заслуживают препараты, выпущенные в рамках серии Revilab. Эти лекарства содержат в составе пептид тимуса, а также пептиды костного мозга, печени и селезенки.
Применение пептидов тимуса – это эффективный способ терапии для людей, перенесших тимэктомию. Обычное осложнение для таких пациентов – это серьезное нарушение иммунитета, которое обычно имеет место быть сразу же после операции. Если применять в составе комплексной терапии пептиды тимуса, то наблюдается восстановление характеристик иммунных клеток, что сопровождается значительным уменьшением регулярности возникновения пневмоний вирусного генеза. Пептид тимуса для таких случаев – жизненно необходим!
Пептиды тимуса показывают эффект при целом ряде заболеваний, которые сопряжены с угнетением функции иммунной защиты или фагоцитоза. Это могут быть последствия лучевой или химиотерапии при лечении онкологии, воспалительные инфекции, сильные дозировки веществ с антибиотическим действием, снижение регенеративных функций вследствие сильных травм. Можно применять пептид для лечения туберкулеза и лепры.
Наибольший эффект показывают пептиды для людей в возрасте от 60 лет и старше. Были проведены масштабные клинические испытания (они длились более 30 лет), в ходе которых пептидную терапию получили 15 миллионов человек с патологиями различного генеза. Общая эффективность группы соединений получилась примерно 80%. При этом не было зарегистрировано значимых негативных эффектов.
На данный момент одна из наиболее важных задач современной фармакологии – это разработка препарата для борьбы с новым типом коронавируса. Представляется перспективным направление пептидов, которые вполне могут сыграть эту роль. Это станет основой для будущего направления препаратов для борьбы с вирусными агентами на пептидной основе.