алалия моторная или сенсо-моторная?

«Другие консультации / Логопед»

Вопрос №805328 :: (24.08.2014 13:48) :: Ответов: 1; Комментариев: 6
Ольга
Жен., 36 лет.
Украина Днепродзержинск
Здравствуйте.Подскажите,пожалуйста,как можно отличить сенсо-моторную алалию от моторной с недостаточным восприятием обращенной речи?(Моему сыну 3 года исполняется 9 сентября.Он говорит только лепетные слова и понимает не все.Хорошо знает части своего тела;«дай»,«на»,«отнеси»,«принеси»;на имя иногда отзывается,но как зовут не отвечает.На вопросы отвечает только «да» и «нет»,но не всегда в тему.На более сложные вопросы(что кушал?ты гулял?где ты спишь? и т.д.) не реагирует вообще.Осознано сказал на меня «мама» только к 2,5 годам(хотя часто еще бывает называет меня папой-хотя у нас его нет или на себя говорит «мама» а на меня «Андрей»).Куму называет «кума»,но когда ее нет рядом «кума» может сказать на любой предмет(например на кусок мяса).Ну и с другими 30 словами из его лексикона все происходит точно так же.В остальном мычит и тычет пальцем на то,что его заинтересовало.Наши врачи нам ставят моторную алалию и считают что для 3 лет он достаточно понимает и сенсорной алалии у него нет.)Заранее спасибо за ответ.
Любовь Александровна. дефектолог - логопед, спецпсихолог
дефектолог - логопед, спецпсихолог
Здравствуйте, Ольга!
Понятия “сенсо-моторная алалия” и “моторная с недостаточным восприятием обращенной речи” весьма условны. Первое предполагает, что понимание речи хуже собственной речи. А их основное различие обусловлено местом локализации проблемных зон коры головного мозга. Чаще специалисты пользуются основной классификацией: сенсорная и моторная алалия. Нарушение смысловой стороны речи в разной степени (это зависит от степени поражения коры головного мозга) присутствует и при моторной алалии и коррекционные мероприятия для детей с данным диагнозом подразумевают и работу над ней. Диагноз устанавливается в ходе обследований невролога, логопеда-дефектолога, Лора.
В Вашем случае, как я поняла, не проводилось специальных исследований, поэтому можно начать коррекционную работу для моторной алалии с учётом фактов, полученных в ходе обследований. В начале занятий диагноз будет уточнён.
Время создания: 01 Сентября 2014 21:27 :: Тип участия: Прямая специальность
Оценок: 2
Мнение зала
Ольга 02.09.2014 17:01
Спасибо Вам за ответ.Обследования проводились.На ЭЭГ :умеренная дезорганизованная среднеамплитудная активность с доминирующим достаточно хорошо модулированным замедленным альфа-ритмом в теменно-затылочных отделах.Умеренная диффузная ирритация.Очаговые вспышки дельта-волн А до 100 мкв в лобно-центральных отделах билатерально с вовлечением срединных структур и их вторичной генирализацией.
   
Применима схема коррекции при моторной алалии. Лечение должно быть комплексным: наблюдение у невролога, рефлексотерапия; занятия с дефектологм-логопедом, в т.ч. логопедический массаж, логопедическое акупунктурное лечение, развитие внимания, памяти, обучение с опорой на разные анализаторы, пение.
Важно изменить психологическую, эмоциональную ситуацию в семье в целом. Нужно, чтобы режим дня строился в соответствии с биоритмами. Необходимо соблюдать чёткий распорядок дня с обязательным часовым сном днём (можно не спать,просто лежать в кровати) – см. режим дня для детей данного возраста. Необходима смена деятельности в течение дня с очень плавным переходом, спокойная обстановка, положительный позитивный настрой.
Если принимаете лекарственные препараты (не всегда они показаны), то не с 9-11 часов. Очень важна психологическая составляющая – старайтесь строить свои взаимоотношения с ребёнком, чтобы его действия не были лишь попыткой оправдать Ваши ожидания. Вне зависимости от поступков (они могут быть хорошими или плохими )ребёнок должен всегда стабильно знать, что он хороший, его любят всегда. (Кстати, Вы ждали сына?)
Обязательна умеренная двигательная активность, специальная гимнастика для рук - воздействия на полушария (особое внимание на развитие левой руки).
Нужны целенаправленные систематические занятия на протяжении довольно длительного времени.
   
Ольга 04.09.2014 00:34
Спасибо за ответ.Да,сына я ,естественно ждала т.к.дочь у меня уже есть 0 ,взрослая.Ей 18.А это как-то отражается на течении его заболевания?Режим у нас последние несколько месяцев сбился(хотя раньше было все строго по времени).Спать днем ложится только когда вымотается и спит 1,5-2 часа.Может иногда и дольше.Сбой в режиме начался,как не странно,после начала посещения садика.Хотя садиковский режим ничем,по времени,не отличался от домашнего.А еще у него практически нет внимания(мнение наших врачей).Но основная наша проблема в том,что в Украине еще очень плохо и мало умеют работать с алаликами,тогда как в России,насколько я знаю,годов с 70 активно занимаются данной проблемой.Меня до сих пор не обучили как правильно общаться с непонимающим речь ребенком(хотя у меня есть знакомая логопед,но она сама не знает как это делать).Остальные врачи в основном медикаменты советуют(кортексин,биолан,церебромин,ноофен и еще микрополяризацию мозга).
   
Ольга 04.09.2014 00:41
Из этого всего набора медикаментов принимали только ноофен.От него сын стал спокойнее (у него гиперкинетический синдром).Но слов и понимания не добавилось.От остального пока воздерживаемся.
   
Уже и ноофен... Ольга, поскольку я не обследовала Вашего сына, не знаю всего анамнеза, не буду комментировать препараты, которые Вам назначали и необходимость приёма. Но по поводу речевого развития могу сказать однозначно, что начало коррекции, подбор методов коррекции лучше проводить не на фоне препаратов для подбора методов коррекции. Затем, при необходимости, подключить приём препаратов.
Развитие внимания при данном диагнозе – ключевой момент, как я указала выше. Единого шаблона поведения с неговорящими пока детьми нет – при общении и на занятиях стараются задействовать различные анализаторы (об этом также выше). Дома по заданию дефектолога-логопеда Вам нужно будет проводить автоматизацию пройденного на занятиях, для этого алгоритм общения с ребёнком будет указан. Если так и не найдёте специалиста у себя, то можете обратиться ко мне по поводу дистанционных консультаций-занятий, но не в настоящий момент, а несколько позже.
   
Ольга 05.09.2014 22:52
Спасибо.Мы в октябре решили ехать в Киев.К профессору Чуприкову.Может там больше информации получу о домашних занятиях.А если нет то с удовольствием воспользуюсь Вашим предложением.Еще раз спасибо.