Как правильно?

«Психология и психиатрия / Психолог»

Вопрос №655702 :: (13.01.2013 22:53) :: Ответов: 8; Комментариев: 19
Эля
Жен., 22 лет.
Россия Cочи
Я учусь в институте. Езжу туда на личной машине, сама за рулем.
В моем доме живет девушка, которая тоже учится со мной в моей группе. Она пристроилась каждый день ездить в ВУЗ и обратно домой со мной на моей машине.
Я-то не против... Но появилось ряд негативных моментов.
Очень нужен совет со стороны.

Во-первых, я всегда чуть-чуть опаздываю. На 3-5 минуток.
А эта девушка очень пунктуальна, боится опаздать, нервничает.
Короче, мы договариваемся, что она придет к моему подъезду в 8.30 утра. Ну и я как бы выйду в это время и мы поедем. Но я выхожу обычно где-то в 8.33 - 8.35 ... Ну не получается у меня прямо точно выйти, а раньше времени выйти, чтобы уж точно поспеть к 8.30, я не могу. Если назначить время в 8.35, то я опять опаздаю на пару минут. Ну по жизни вот я такая - не могу ждать, уж лучше чуточку задержусь.
И так каждый день. Она, наверное, приходит раньше.

Вобщем, проблема: каждый день ее упреки, что, мол, я опаздала, что она замерзла, задубела. Что она думала, что я уже не выйду и т.д.
Я ей сказала: «не выходи на улицу, раз холодно, сиди дома, я тебе буду звонить, как буду выходить, чтобы ты на улице не ждала, не мерзла». И теперь каждый раз после 8.30 она звонит и осведомляется, не забыла ли я, иду ли я, выходить ли ей. Я говорю: «позвоню, как соберусь, мы же договорились»
Иногда чуть-чуть опаздываем в ВУЗ. Но я знаю, какие преподаватели сами склонны опаздывать и поэтому не тороплюсь. Она же все равно хочет приезжать вовремя, нервничает.К слову сказать, ни разу не было, чтобы мы прямо опаздали на занятия (если и приедем после звонка, то преподаватели же все равно сами опаздывают).
Но она все равно не довольна.

Я не беру с нее деньги за провоз.
3-5 (иногда чуть больше) минут - это вроде мелочь... Но если не нравится, я же не заставляю ее ездить со мной... Но она упорно навязывается ко мне. И потом вместо благодарности упреки и недовольства.
Получается, что я как бы обязана ее возить. И она требует, чтобы я выходила точно в 8.30 , раз договорились...

Абсурдная ситуация.
Вроде делаешь услугу человеку, а вместо благодарности получаешь претензии и упреки... Неприятный осадок.

Скажите, как правильно поступить в данной ситуации мне?
Сергей Евгеньевич Агеев. психотерапевт, психиатр-нарколог, судебно-психиатрический эксперт ФГБУ  "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии" (бывш. им.В.П.Сербского) Минздрава России 8 (495) 998-83-88
психотерапевт, психиатр-нарколог, судебно-психиатрический эксперт ФГБУ "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии" (бывш. им.В.П.Сербского) Минздрава России 8 (495) 998-83-88
Эля, скиньте ей ссылочку на этот вопрос. Или скажите, что не хотите её возить, пока она будет : "вместо благодарности - претензии и упреки... "Это же правда. Будьте с ней искренны. Говорите то, что чувствуете.Иначе это плохо кончится.
Время создания: 14 Января 2013 05:36 :: Тип участия: Другая специальность
Оценок: 1
Кирилл Иванович Секацкий. врач-психиатр, психотерапевт
врач-психиатр, психотерапевт
Эля!

Поступить можно по-разному. Вам решать, не нам. Какого-то "психологически правильного" способа тут нет.

- можно поучиться пуктуальности - это очень полезный навык как в отношении прибытия на учебу(работу), так и в отношении соблюдения договоренностей;

- можно ясно обсудить с одногруппницей происходящее, поинтересоваться, нравится ли ей, вообще, ездить с Вами.
Время создания: 14 Января 2013 10:01 :: Тип участия: Другая специальность
Оценок: 1
Пётр Юрьевич Лизяев. медицинский психолог, психоаналитический психотерапевт
медицинский психолог, психоаналитический психотерапевт
А зачем вам вообще её при таком раскладе подвозить?
Время создания: 14 Января 2013 10:03 :: Тип участия: Прямая специальность
Оценок: 1
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
"Но если не нравится, я же не заставляю ее ездить со мной... " - вот так и объясните ей, в случае высказывания претензий в Ваш адрес в следующий раз.
Время создания: 14 Января 2013 10:58 :: Тип участия: Прямая специальность
Оценок: 1
Irina. психолог, психотерапевт, гештальттерапевт
психолог, психотерапевт, гештальттерапевт
Здравствуйте, Эля! Лучше сходить на консультацию к психологу, так как очень важно в этой ситуации услышать, какой интонацией Вы произносите эти фразы отказа, что считывается с Вашего лица, когда вы отказываете. Возможно, Вы это произносите так, что Ваша одногруппница понимает как-то по-своему, если она не отказывается ездить с Вами, возможно, проблема у нее, а не у Вас... В этом интересно будет разобраться - польза для Вас не сомненная будет в любом случае!
Время создания: 14 Января 2013 13:09 :: Тип участия: Прямая специальность
Оценок: 2
Вячеслав Владимирович. Врач психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог
Врач психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог
Правильно - решение принимать самостоятельно, не перекладывая ответственность за принятое решение на других.Вы вполне взрослый человек и Вы должны уметь как отказывать, и как поставить себя в обществе. Возможно, у Вас несколько иная проблема, более широкая, нежели этот частный вопрос, и его стоит решить на приеме у хорошего психолога?Я бы предположил, например, что Вы не уверены в себе. Советую посетить тренинги личностного роста и уверенности в себе.
Время создания: 14 Января 2013 14:08 :: Тип участия: Другая специальность
Оценок: 3
Смирнов Сергей Николаевич. врач психотерапевт-психиатр, Москва.
врач психотерапевт-психиатр, Москва.
Во всем ищите положительную сторону, Эля. Пунктуальность - штука хорошая. С другой стороны, ситуация, действительно, неприятная. Вроде бы Вы Вашей подруге делаете одолжение, а она ведет себя так, что Вы чувствуете себя виноватой. Поговорите с ней и об этом.
Время создания: 14 Января 2013 23:03 :: Тип участия: Другая специальность
Оценок: 2
Психотерапевт онлайн ™. Независимый консультант. Онлайн-чат: https://t.me/psihoterapevt_onlayn
Независимый консультант. Онлайн-чат: https://t.me/psihoterapevt_onlayn
Правильнее - исключить само повторение подобных ситуаций. Ведь не даром говорится, не делая добра - зла не получишь.
Время создания: 20 Января 2013 14:34 :: Тип участия: Прямая специальность
Оценок: 1
Мнение зала
Qaz 14.01.2013 07:22
Вы не обязаны её подвозить, если Вам это неприятно. А научиться распределять время так, чтобы не опаздывать, вполне возможно.
   
(Гость) Эля 14.01.2013 13:41
Всем большое спасибо за ответы.Irina, да, проблема у нее - до остановки далеко идти, маршрутки вонючие и битком набитые, за проезд каждый раз надо платить, маршрутка едет в объезд, дольше. А тут прямо рядом с домом «такси» бесплатное. Не надо тащиться до остановки и от нее, прямиком сразу в ВУЗ, экономия времени - целых полчаса, комфортные условия, плюс еще, самое главное, и бесплатно. Каждый день бесплатный проезд - шутка ли.Вот она упорно садится мне на хвост.Только я не понимаю, почему я должна подстраиваться под нее и выходить в 8.30, если лично мне это не надо. Преподаватели у нас все опаздывают, я подстраиваюсь под этот факт прежде всего.Многие тут говорили про пунктуальность, что это полезная вещь, что надо исполнять договоренности.Это все правильно.Но разве в этом конкретном случае я кому-то что-то должна? Я еду сама по себе, за свой счет, на своей машине, как мне удобно.А человек прицепляется, пользуется и при этом что-то требует и недоволен...Вот это правильно?И при всем этом я всегда ответственно подхожу, что мне еще и ее везти и исполняю договоренность )которая в принципе лично мне не нужна), задерживаясь на какие-то 3-5 минут...
   
Irina 14.01.2013 14:32
Похоже, что для себя Вы это точно определили, теперь надо сказать подруге так, чтобы она тоже Вас поняла! Удачи, Вам!
А такси стоит дороже маршрутки, Вы об этом знаете? Когда я подвожу друзей, то иногда беру с них минимальную или символическую плату!
   
(Гость) Эля 14.01.2013 14:38
Да, если один раз подвезти - конечно, деньги брать не стоит.
Но когда человек каждый день пользуется твоим транспортом, экономит за счет тебя на проезде... Как-то не то получается...
Вроде как в таком случае надо делить расходы на бензин... А еще машина загрязняется внутри, от пассажира, это тоже расходы по мойке...
Но я не знаю, как об этом сказать человеку...
   
Irina 14.01.2013 14:40
Поэтому я Вам и рекомендую разобраться в этом с помощью психолога. Что останавливает Вас отказать сразу? Чувствуете ли Вы сразу, что Вам плохо или спустя какое-то время?
   
(Гость) Эля 14.01.2013 14:42
Спустя время.
Сначала все нормально.
Потом вижу какие-то моменты, сглатываю их... Но напряжение растет. Когда накапливается до точки предела - я могу отказать....
И от этого отношения с человеком портятся.
   
(Гость) Эля 14.01.2013 14:39
Вроде я не специально ее везу, а ей по пути со мной...
И значит надо делать это бесплатно что ли?
   
Irina 14.01.2013 14:43
и об этом можно и нужно говорить с подругой!
   
(Гость) Эля 14.01.2013 14:47
Предположим, я ей скажу, что надо делить расходы на бензин.
Предполагаю что будет - она же мне вообще на голову сядет...
Если сейчас, когда она в нахаляву ездит, у нее куча недовольств и претензий, то что будет, если она заплатит...
   
(Гость) Эля 14.01.2013 14:33
Давыдов Вячеслав Владимирович, да, пожалуй, проблема и во мне...
Действительно, наверное, уверенности в себе мне не достает.
Хотя я и отказать могу, когда надо и ситуация совсем из ряда вон. Но, как заметила Ирина, отказываю я как-то не так.
И отказываю не мягко, а довольно грубо. Не в смысле, что грублю или хамлю, нет конечно.
Но... не знаю, как это объяснить... короче, очень резко... Вот есть люди они как между прочим могут отказать, в шутливой форме, легко.
А я легко не умею... Понимаете, о чем я?
Вот все текло своим чередом, я абсолютно не подавала какие-то недовольства, а потом моя чаша терпения наполнилась, и человек, совершенно не ожидающий от меня отказа, вдруг неожиданно для себя его получает от меня.

Как в той притче - богатый мужик каждый день поил всю деревню водкой. А потом деньги кончились и в очередной раз он не смог напоить водкой мужиков. Ну они осерчали и дом ему подожгли...
   
"И отказываю не мягко, а довольно грубо. "

Эля, Пример можете привести?
   
(Гость) Эля 14.01.2013 15:56
Ээ...
Затрудняюсь...
Вот сколько раз видела других людей - отказывают легко, переводя все в шутку... Вроде пошутили, посмеялись, отказали, да и забыли. Без обид.
Ну, например, кто-то просит что-то (я не про себя), а в ответ такие люди в шутку: «окей, но с вас сто рублей». Или говоришь таким людям «спасибо», а они тебе парируют - «спасибо на хлеб не намажешь».
Или даже если что-то делают, то с таким видом, что ты им по гроб жизни должен.

Я так не умею.
Делаю, делаю... И окружающие воспринимают, что я и должна это для них делать, что мне это легко и ничего не стоит, как говорится «не стоит благодарностей».
Потом мне это надоедает и я резко (наверное, это неожиданно происходит) говорю: нет. Говорю прямо: «Я устала уже все время это делать, у меня нет времени заниматься вашей проблемой». При этом я нервничаю, что отражается на тоне - он категоричный. Возможно, со стороны я даже агрессивно смотрюсь при этом, хотя внутри я просто не очень, наверное, уверена в себе. Когда такое происходит, то я отталкиваю людей от себя. Нормальным тоном, спокойно, сказать не получается - я нервничаю и не могу играть, что все «легко и мило»...
Но отказывать я могу. Я не из серых безмолвных мышек.
   
(Гость) Эля 14.01.2013 14:40
Я обязательно поставлю ВСЕМ «5».
Сейчас не могу расставить всем:
«С Вашего IP достингуто максимальное количество оценок ответов за последние 3 дня!»
   
Ещё я бы рекомендовал вам прочитать об этом психологическом исследовании - "эксплуататоры, пытающиеся паразитировать на нормальных членах общества, всегда испытывают максимальный стресс - и поэтому делают всё, лишь для того, чтобы остаться у своей власти - так как понимают, что в ином случае им самим будет очень плохо - и поэтому максимально пытаются "давить" на тех, кого пытаются эксплуатировать.
Вот ссылка:
http://психокатализ.рф/node/11
Это общая закономерность - и она проявляется - хоть в стайке крыс, хоть в попытках знакомой "нахаляву" пользоваться вашими личными ресурсами, либо - на уровне того творящегося сейчас "государственного беспредела единоросов под руководством человека, профессионально выдрессированного лишь беззвучно сидеть в засаде".
   
(Гость) Эля 14.01.2013 15:56
Спасибо большое. Прямо сейчас начну читать. =)
   
(Гость) Эля 14.01.2013 16:08
Ух ты, очень интересно.
Прочитала.
Благодарю за ссылку на столь интересную информацию.
Значит я тут переживаю, а подружка, возможно, еще больше. Любопытно...
   
"Говорю прямо: «Я устала уже все время это делать, у меня нет времени заниматься вашей проблемой». При этом я нервничаю, что отражается на тоне - он категоричный. Возможно, со стороны я даже агрессивно смотрюсь при этом"


Эля, это потому, что Вы терпите до последнего.

В определённый период (начальный) это можно сказать
вообще без эмоций. Попробуйте.
   
(Гость) Эля 14.01.2013 16:28
Да, вы правы.
Но как-то не получается...
Почему-то затягиваю.
Я как-то умею прощать людей на начальном этапе, входить в их положение... А потом они начинают мне садиться на голову, злоупотреблять моим хорошим отношением.
Вот вчера с этой девушкой, которую я вожу, вообще абсурд еще один был:
пишет мне, что не может найти в Интернете ничего по своей теме реферата. Я ей: какая у тебя тема? Она написала. Я ей в течении минут 10 подобрала материал, скинула ссылки.
Ну вроде надо ждать благодарности, да?
И что же приходит от нее? Дословно:
«Эля, а ты не могла бы проверить мою зачетную работу, я ее сейчас сделала, вдруг там что не так. Сейчас тебе ее скину».
Я в шоке. Это нормально?
Человеку раззжевала, в рот положила, а ей все мало.
Я ей написала, чтобы она сама перепроверяла свою работу, а я занята вообще-то.
Она в ответ, дословно:
«Все понятно. Спасибо за ссылки»

Ни смайликов, ни бурной радости от оказанной помощи, а наоборот сухость и недовольство....
У меня испортилось настроение.
Сегодня она первая подлизывалась ко мне, как ни вчем не бывало: «Элечка, Элечка...»
Вот так и живем.