Могут ли страхи при ОКР перейти в реальность?

«Психология и психиатрия / Психотерапевт (психиатр)»

Вопрос №751365 :: (21.12.2013 05:32) :: Ответов: 5; Комментариев: 9
Виктор
Муж., 33 лет.
Россия Обнинск
Здравствуйте. Я мужчина, мне 33 года, не курю, спиртного не употребляю. Я живу с ОКР более 10 лет, борясь с ним с переменным результатом. С конца 2010 занимаюсь с психотерапевтом, принимаю Феварин 200мг., соответственно 100мг. утром и 100мг. вечером. У меня почти всегда был страх причинить вред кому ни будь из людей, поэтому я всегда очень аккуратно водил машину, внимательно и аккуратно работал с тяжёлыми и колюще-режущими предметами. Иногда, в таких случаях, я успокаивал себя тем, что говорил себе, что при всём желании, даже специально не мог никого не задеть, не толкнуть. Потом возник навязчивый страх, что я могу потерять над собой контроль и умышленно причинить вред кому ни будь. После этого я стал посещать психотерапевта он поставил диагноз ОКР, F42.2 по МКБ-10 и прописал принимать Феварин. Но, в настоящий момент, уже пол года сижу на больничном из-за перелома ноги, кость была скреплена пластиной, а потом удалена, перенёс 2 операции. Так как нет возможности получить новый рецепт, я вот только начал ходить с тростью, то, в целях экономии запасов Феварина, я стал принимать только 100мг. по утрам. В настоящее время хожу по улице с тростью, она большая, с подлокотником, появилась сильный страх кого ни будь ей ударить, я прекрасно понимаю, что это страх бессмысленный, и психотерапевт мне об этом говорил, также я подхожу к маршрутке, когда она уже подъедет к остановке, так как боюсь кого ни будь задеть и он упадёт на дорогу.
В последнее время появился сильный страх, когда прохожу на улице мимо разбитой бутылки, появляется иррациональный страх потерять над собой контроль и напасть на окружающих людей с горлышком этой бутылки. Я прекрасно понимаю всю глупость и бессмысленность этих страхов, я себя полностью контролирую, невозможно случайно подойти, нагнуться, взять осколок, на кого ни будь напасть, к тому же, после перелома я медленно хожу и с трудом нагибаюсь. Там не менее я как можно дальше обхожу разбитые бутылки на асфальте, прохожу их как можно быстрее, оборачиваюсь, чтобы удостовериться что с людьми сзади всё в порядке. Примерно также я обхожу в супермаркете отдел с ножами. В последнее время навязчивости усилились: если раньше я просто обходил разбитую бутылку, то теперь я ещё и оборачиваюсь и внимательно смотрю, что со всеми людьми всё в порядке, если нет возможности обернуться, внимательно всё осмотреть, в тех случаях: если тороплюсь, если темно, или уехал на маршрутке, то начинается сильная тревога, в груди как ком давит, учащённое сердцебиение. Был случай, я решил бороться с ОКР и не проверять, прошёл кучу осколков не оборачиваясь, но потом всё равно мысленно возвращался к этому, возникла практически паническая атака, я так сказать “сломался”, через некоторое время вернулся, посмотрел, естественно, всё было в порядке, я никому не причинил вреда. При этом я понимаю всю бессмысленность своих страхов.
Я вот, собственно, и хотел спросить: не могут ли навязчивые мысли, которые возникают, перейти в реальные действия? Почему тревога становится теперь иррациональной и не уходит после перепроверок, возникает желание вернуться, посмотреть очередной раз что всё в порядке, хотя понимаешь что всё это глупость?
Психотерапевт онлайн ™. Независимый консультант. Онлайн-чат: https://t.me/kantuev
Независимый консультант. Онлайн-чат: https://t.me/kantuev
Нет Виктор, не могут. И Вы совершенно правы в том, что это великая глупость.На сегодняшний день, существуют два основных способа лечения обсессивно-компульсивного расстройства (синдрома навязчивых мыслей и действий): лекарственное и психотерапевтическое.
Лекарственная терапия - проводится различными медицинскими препаратами. Основными препаратами, применяемыми при лечении обсессивно-компульсивного расстройства, являются антидепрессанты, которые обладают так называемым антиобсессивным эффектом (способностью уменьшать навязчивые мысли) и анксиолитики (противотревожные препараты).
Психотерапия - это способ лечения, осуществляемый посредством психологического консультирования пациента. Психотерапия направлена на разрешение различных психологических проблем человека (эмоциональных, личностных и т.д.), которые являются одними из основных причин, лежащих в основе этого заболевания.
Этот метод лечения ОКР, требует от пациента регулярного, как правило, еженедельного посещения своего лечащего врача - психотерапевта. Рекомендованным видом психотерапии, применяемым при лечении обсессивно-компульсивного расстройства, является - когнитивно-поведенческая психотерапия. Это такой метод психотерапии, который помогает пациенту обнаружить и изменить мысленные и поведенческие установки, лежащие в основе психических проблем. Когнитивно-поведенческая психотерапия обычно бывает краткосрочной, ее продолжительность составляет от 7 до 12 психотерапевтических сессий, проводимых 1 или 2 раза в неделю. Наиболее эффективным методом лечения обсессивно-компульсивного расстройства по определению, считается комплексная терапия, при которой применяется совместное использование лекарственного и психотерапевтического подходов.
Время создания: 21 Декабря 2013 12:24 :: Тип участия: Прямая специальность
Оценок: 0
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
А страхи и тревога - и не бывают рациональными - в этом их особенность и главная отличительная черта от обычных нормальных мыслей. Психотерапия должна помочь Вам понять это и изменить своё отношение к ним. Препараты могут применяться, но ведь думать по-иному они Вас не научат! Считаю, что работу с психотерапевтом нужно продолжать. В чем конкретно заключалось уже полученное Вами лечение?
Время создания: 21 Декабря 2013 14:05 :: Тип участия: Прямая специальность
Оценок: 0
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте, Виктор.
Невроз навязчивых состояний или, как сейчас его правильно называют, Обсессивно-компульсивный синдром относится к невротическим расстройствам. Угрозу жизни не несет, но вызывает сильный дискомфорт. Лечение этого заболевания комплексное. Кроме основных психотропных препаратов, проводят нейрометаболическую терапию, общеукрепляющее лечение и психотерапию. Это снижает проявления навязчивостей, уменьшает тревожность и меняет отношение к своему состоянию.
Наша клиника занимается лечением психических расстройств уже более 20 лет. Лечение строго анонимное. Есть возможность проводить терапию как стационарно, так и амбулаторно.
Время создания: 21 Декабря 2013 15:17 :: Тип участия: Прямая специальность
Оценок: 0
Смирнов Сергей Николаевич. врач психотерапевт-психиатр, Москва.
врач психотерапевт-психиатр, Москва.
Таких случаев не описано. Если все же ЭТО случится, тут же телеграфируйте. Напишем статью, покажу Вас на следующем Всемирном Психиатрическом Съезде.
Время создания: 22 Декабря 2013 00:10 :: Тип участия: Прямая специальность
Оценок: 2
Сергей Евгеньевич Агеев. психотерапевт, психиатр-нарколог, судебно-психиатрический эксперт ФГБУ  "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии" (бывш. им.В.П.Сербского) Минздрава России 8 (495) 998-83-88
психотерапевт, психиатр-нарколог, судебно-психиатрический эксперт ФГБУ "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии" (бывш. им.В.П.Сербского) Минздрава России 8 (495) 998-83-88
Здравствуйте, .
Ваше состояние – похоже на Невроз (психогенное расстройство).
В развитии психогенных расстройств особое место занимает психологический конфликт (внешний или внутренний).
Внешний конфликт определяется столкновением нарушенных отношений личности с требованиями окружающей среды.
Внутренний (внутриличностный) конфликт берёт начало в детстве и превращается в «невротические наслоения», которые затрудняют жизнь.

В условиях длительного неосознаваемого конфликта - человек не в состоянии разрешить возникшую ситуацию: удовлетворить личностно необходимую потребность, изменить отношение к ней, осуществить выбор, принять адекватное решение.

Основу патологических страхов (фобий) , ипохондрических мыслей , панических атак , душевной боли - составляет глубоко скрытая тревожность (сигнал о внутреннем конфликте ).
Это защитный механизм при конфликте между неприемлемыми импульсами бессознательного и подавлением этих импульсов.
Тревожность обусловлена внутренне и связывается с внешними объектами лишь в той мере, чтобы произошла стимуляция внутреннего конфликта.

С помощью психотерапевта или психолога можно осознать психологическую проблему, увидеть способы ее решения, проработать психологический конфликт.

Целью психотерапевтического воздействия является разрешение конфликта или изменение отношения к конфликтной ситуации.

Важную роль в психотерапии занимает обучение релаксации и эмоциональной саморегуляции.

Лекарства при Невротических расстройствах применяются в особых случаях. Они как правило дают кратковременный эффект(то есть жалобы и симптомы могут возвращаться после окончания приёма антидепрессанта или нейролептика).

Психотерапевт должен быть в штате территориального ПНД. Рассмотрите вариант работы со специалистом по интернету (в видеочате, по переписке). В Москве можно найти психологическую помощь бесплатно:
https://vk.com/id173286288?w=wall173286288_200%2Fall

Попробуйте обучится Эмоциональной релаксации и саморегуляции самостоятельно.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Релаксация
Время создания: 25 Августа 2019 15:09 :: Тип участия: Прямая специальность
Оценок: 0
Мнение зала
Виктор 21.12.2013 16:20
Здравствуйте. Спасибо что ответили. Я посещаю психотерапевта, уже 3 года, со своими страхами, в общем, справлялся. Лечение заключалось в когнитивно-поведенческой терапии и назначении 200мг. феварина. В течении последних 1.5 лет, врач сказала, что у меня всё хорошо, и просто принимал 200мг. как поддерживающую терапию. Последние 1.5 года были очень стрессовыми. Перелом ноги, который после 3-х операций закончился эндопротезом тазобедренного сустава.
У меня уже, чисто автоматически возникает мысль, при виде, например, острых предметов, что можно вот так свихнуться, как какой ни будь «майор Евсюков» и причинить кому нибудь вред. Раньше в толпе людей я себя гораздо увереннее чувствовал, у меня был такой защитный механизм - я мысленно говорил себе, что людей вокруг много, если бы даже я потерял контроль на собой, мне бы сказали и остановили. А в настоящее время, даже в людном месте, иногда возникает иррациональный страх, я живо представляю себе в воображении сцену, что могу схватить осколок бутылки и на кого ни будь напасть. Я боюсь даже думать и представлять себе это, разумеется, я понимаю, что это глупость, можно представлять что угодно, тем не менее, я отхожу на другой край тротуара, подальше от осколков, тут же переключаясь на какую ни будь нейтральную мысль, хотя понимаю, что подбежать и схватить что ни будь по льду с тростью и негнущейся поясницей я не могу даже чисто физически.
Недавно, проходя мимо небольшого осколка, причём лежащего на расстоянии около 10 от тротуара, я представил себе на секунду, что хватаю его рукой и бросаюсь на людей впереди, как я понимаю, помимо обсессивных мыслей бывают обсессивные образы - это живо представляемые сцены, что и было у меня в данный момент. У меня участилось сердцебиение, давление в груди, практически паническая атака. Я отскочил в сторону и быстро прошёл вперёд, при этом прекрасно понимая, что это лишь обсессивные мысли и обсессивные образы и я себя полностью контролирую. Отойдя я обернулся, естественно всё было в порядке, все люди шли, как и прежде, кусок стекла, лежал там же в 10 метрах, я сказал себе, что даже физически я не смог бы подбежать и схватить что ни будь, по льду с тростью и негнущейся поясницей. К тому же было много народу, если бы я потерял над собой контроль, то мне бы сказали. Тем не менее, была сильная иррациональная тревога – я убедился, что со всеми всё в порядке 10 минут приходил в себя и потом пошел дальше. Возвращаясь через 40 минут, я снова стал об этом думать, ещё раз проверил, так как в данном случае людей поблизости не было, я прошёл ближе и увидел что стекло вообще вморожено в лёд, только пинком ноги я его оторвал и отфутболил как можно дальше. Только теперь я немного успокоился – если оно было вморожено, значит я его в любом случае не брал, хотя я понимаю всю глупость этого страха.
Работу с психотерапевтом, я, разумеется, продолжу, не знаю, как и когда, в поликлинике психотерапевта нет, я ездил в Москву, но мне теперь светит 3-я группа инвалидности из-за эндопротеза, ещё не знаю как будет с работой. Я вообще боялся, что боязнь причинить вред людям это признак вялотекущей шизофрении по неврозоподобному типу, с этим и обратился к психотерапевту, она мне несколько раз объясняла, что у меня классический ОКР.
До психотерапевта я постараюсь добраться как можно быстрее, как только восстановятся ослабевшие мышцы.
Уважаемые консультанты, я хотел спросить: наличие обсессивных образов, помимо обсессивных мыслей, при полном понимании их глупости, и возникающая от этого сильная тревога – это не признак того что страхи при ОКР могут перейти в реальность?
   
Нет, это признак всего лишь тревожных мыслей и только!
   
Невротические страхи - НИКОГДА и НИ ПРИ КАКИХ обстоятельствах, не переходят и не могут перейти в реальность.
   
Виктор 21.12.2013 21:20
Понятно, большое спасибо, что ответили.
   
Пожалуйста! Будьте здоровы!
   
(Гость) Дарья 04.12.2020 11:57
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, около месяца назад мы съездили в собачий приют, купили корм, всякие вещи нужные приехали. Я очень люблю животных, и в этот день нам на рассказывали что было с этими бездомными животными как над ними издевались. В итоге я приехала очень горевала по этому поводу, и как то в итоге на мою голову нашла дума, а вдруг я такая, а вдруг я могу убитвать и тд, и у меня образовался так скажем невроз, депрессия жуткая, и ком в горле, у меня у самой собака, и когда я прихожу домой у меня постоянно навязчивая мысль как будто я потеряю контрол и что то сделаю, страда недели 2, потом поехала к родителям на выходные была у бабули, потом все перешло на людей, я думаю а вдруг я людям могу принести вред родным, хотя я головой понимаю что очень сильно люблю и у меня страх! Такое ощущение что я схожу с ума, причём я перестала радоваться у меня возникла депрессия, и ком в горле. Сходила в психиатру он выписал Рокона и Мебикар на первое время потому что Ракона сказал будет действовать на 3 недели. Но пишу я все таки потому что я не могу успокоиться, у меня есть какой то стыд за то что я так думаю про родных, я их очень люблю, и не знаю как жить дальше, подскажите пожалуйста, помогут ли препараты ,сейчас уже принимаю препарат 8 день ,пью Ракона и Мебикар,немного тревога снизилась,но мысли все равно посещают ,и ещё вопрос ,когда начинает действовать антидепрессант
   
Здравствуйте! Препараты не изменят Вас и Ваше отношение к тревоге и страхам. Вы должны изменяться! Поработайте с врачом психотерапевтом.
   
Антидепрессант начинает работать с конца 3 - начала 4-й недели приёма.
   
(Гость) мммм 01.06.2023 12:11
https://cloud.mail.ru/public/ZWAr/iTkoXb6tL