Ольга
Жен., 27 лет. Россия Мурманск |
Ребенку 1,5 месяца (мальчик). Еще в роддоме была проблема с сосанием груди-ребенок кушал всего минут 5-10, затем отрывался, плакал. Врачи говорили, что это из-за короткой уздечки и ему неудобно захватывать грудь и поэтому много хватает воздуха (хотя после «столбика» и срыгивания истерика продолжается). Когда выписались (через 12 дней после рождения) в поликлинике нам подрезали уздечку совсем чуть-чуть, проблема с питанием осталась. Нам сказали, что надо подрезать еще немного,т.к. язычок совсем не высовывался. В 1 месяц были в стоматологии, подрезали, но ребенок также нервничает когда сосет грудь-всего 5-7 минут, а потом начинается истерика и как бы я не старалась, но грудь он уже не берет.Приходится его успокаивать, укачивть и в итоге кушать опять также непродолжительно мы начинаем через мин 20. Более или менее продолжительно он сосет ночью по 20-30 мин и засыпает. Да еще и при взвешивании в 1,2 месяца на приеме у педиатра выяснилось, что мы потеряли в весе 100 гр. Врач сразу же сказала, что у меня мало молока и ребенок голодный, выписала смесь MD мил стандарт по 60 мл 7 раз в сутки после кормления (я бы не хотела переводить ребенка на искусственное питание). Дома я сцедила - 110 мл. Мне кажется, это не так уж и мало. Из бутылочки сцеженое молоко от также плохо кушает. Я бы хотела у Вас спросить, как определить в чем же проблема такого нервного поведения ребенка при сосании. Думали, что после коррекции уздечки все наладится, но ничего не измелилось. Еще нашего мальчика очень пучит, пукает он постоянно, но при этом пыжется, плачет. Даем бэйби калм, плантекс, но не особо помогает. И когда он сосет, то издает много звуков: и пищит, и сопит, и дыхание задерживает. Наш педиатр ничего толком не говорит, всегда только одно: «Подрастет и все наладится». Но я не могу смотреть как ребенок мучается. |
врач-педиатр, консультант по грудному вскармливанию и питанию
если ребенок издает такие звуки - он неправильно приложен и его сосание неэффективно - отсюда и поведение такое. Для формирования полноценной лактации у матери, для длительного и успешного грудного вскармливания, значение правильного прикладывания - огромно.
Только при правильном прикладывании ребенок стимулирует грудь на достаточную выработку молока. Только при правильном прикладывании малыш может высасывать молока столько, сколько ему необходимо. Только правильное прикладывание не вызовет у матери никаких неприятных ощущений во время кормления и никогда не приведет к необходимости прерывать кормление из-за болезненных ощущений, т.к. их просто не будет. Что же такое правильное прикладывание ребенка к груди? У ребенка должен быть широко открыт рот, полностью. Во рту - сосок и ареола (околососковый кружок), если ареола маленькая, то вся, и даже кожи немножко. Если ареола большая, то она почти вся, захват несимметричный, снизу больше, а сверху меньше. Нижняя губа всегда вывернута ( ее выталкивает кончик языка, иногда краешек языка бывает видно сбоку). Во время сосания маме не больно, сосание как бы "бесчувственное". Так ребенок сосет активно, и если он засыпает, правильный захват у него должен сохранятся. Если заснув, он сползает на кончик соска, или захват изменяется ( не обязательно же полностью сползать), грудь необходимо забрать ( мезинец в уголок рта и разжать челюсти), и, если он проявляет беспокойство, подать ее заново правильно. Ребенок не должен ни одной минуты держать грудь во рту как попало: Если ребенок захватывает правильно, но почти сразу же сполдзает, грудь отбирается, и подается опять и так до тех пор, пока ребенок не начинает отказываться от груди, тогда грудь не предлагается, попытки возобновляются через 20-30 минут. Пальцы, большой и указательный. ставятся на границу ареолы и кожи, на кожу. Ареола - тоже, конечно, кожа, я имею в виду кожу за кружком пигментации. Большой сверху, указательный снизу, под грудью. Если их сжать немного, то получается кожная складка, сосок в идеале должен оттопырится вперед. Соском проводим по нижней губке . Движение всей кожной складкой сверху-вниз, какбы оттопыривая нижнюю губку, несколько раз. Малыш должен открыть ротик. Тогда быстро всовываем всю эту кожную складку в рот. Обычно даже пальцы во рту оказываются, они , конечно сразу же убираются. Сразу же проверяем, как там нижняя губа, она должна быть вывернута полностью. Если плохо - то можно попробовать потянуть чуть-чуть подбородок вниз и пальцем, большим или указательным "подогнать" кожу в ротик и протолкнуть ее над нижней челюстью. Очень важно следить за положением головки ребенка. Он обязательно должен носиком касаться груди, утыкаться в сисю должен! С дыханием там все в порядке, носик так устроен у маленького ребенка, что даже в сильно прижатом к сисе состоянии он дышит через маленькие треугольные щелочки. Может быть, Вам первое время будет удобнее заниматься прикладыванием сидя из-под мышки. В этом положении можно манипулировать двумя руками : одной рукой (под которой лежит ребенок) надо придерживать головку, а другой рукой подавать грудь. Движение двойное: вставляем грудь в ротик и надеваем головку на сосок. Одновременно, конечно.Почему снизу захват должен быть больше. При правильном прикладывании сосок располагается глубоко во рту ребенка, на уровне мягкого неба. Ареола лежит на языке, ребенок делая движение языком, "доит" им грудь, язык сокращается и сдаивает порции молока. Если большая часть ареолы снизу не вошла в ротик, то получается, что на языке лежит сосок с небольшой частью ареолы, он не зажат между челюстями, поэтому не больно, много ареолы получается сверху. Но продуктивного сосания нет в таком положении. Надеюсь, получилось понятное объяснение. Захват груди, если попытаться выразить его в сантиметрах, примерно 2см или больше, это радиус окружности захвата кожи ареолы или уже груди, если ареола совсем маленькая. Эффективность сосания определяется не через создание отрицательного давления, а через ритмичный массаж ареолы, осуществляемый движениями языка ребенка. Бутылочку любой формы и с любым размером дырочки ребенок сосет также, как взрослый сосет из соломинки: путем создания отрицательного давления. Язык в сосании из бутылочки не участвует. Доящих движений языка нет. Язык обычно находится за нижней челюстью. Поэтому, когда к ребенку, привыкшему сосать бутылочку в рот попадает грудь, он не знает, что с ней делать. В крайнем варианте неправильного прикладывания сосок попадает между челюстями, ребенок сосет грудь также, как бутылочку. Если сосок находится между челюстями, мама обычно испытывает довольно сильные неприятные ощущения. Выраженность болевых ощущений зависит от толщины кожи ареолы и индивидуальной чувствительности женщины. Но в любом случае очень быстро сосок травмируется и часто уже на вторые сутки после родов при неправильном прикладывании появляются ссадины, которые переходят в трещины, если прикладывание не исправляют. Эта ситуация настолько обычна, что многие женщины считают образование трещин неизбежным злом, сопутствующим грудному вскармливанию. Очень “коварным” оказывается безболезненный вариант неправильного прикладывания. В этом случае собственно сосок попадает за челюсти и лежит на языке вместе с незначительной частью ареолы. Ребенок его и сцеживает… В этом случае маме не больно, т.к. сосок ребенок не прикусывает. Малыш даже получает какие-то количества молока. Но грудь не получает достаточной стимуляции и хорошо не опорожняется. Это постепенно приводит к уменьшению количества молока. Обычно ребенок в этом случае не очень хорошо прибавляет в весе. Или наблюдается постепенное уменьшение прибавки. Например, в первый месяц ребенок прибавил 900г, во второй – 600, в третий – 450. Если при этом ребенок соматически здоров, кормится по требованию, ничего не сосет кроме груди, то вероятнее всего имеет место безболезненный вариант неправильного прикладывания. Если женщина никогда не видела , как должен сосать ребенок, если ей никто не показывал, как правильно подавать ребенку грудь и как он должен сосать, как контролировать качество прикладывания во время сосания, очень велика вероятность, что сама она приложит малыша не совсем правильно и не сможет обучить его правильному поведению у груди. Она ведь не знает, что тут чему-то надо учиться… В те далекие времена, когда грудное вскармливание в нашем обществе было обычным явлением, а не редким исключением, каждая женщина могла помочь начинающей кормить матери, исправить ее ошибки, показать необходимые приемы. В настоящее время большинство женщин не имеют возможности учиться материнству практически. Многие читают разнообразные журналы или книги для родителей, а потом пытаются ухаживать за своим младенцем и кормить его, основываясь на полученных теоретических знаниях. К сожалению, правильному прикладыванию ребенка к груди невозможно научиться по книгам, журналам и картинкам. Необходимо практическое обучение. В роддомах, где появляется на свет большинство современных младенцев в индустриально развитых странах, никто таким обучением не занимается. Подавляющее большинство медработников не имеют необходимых для этого знаний. То, что необходимо для успешного обучения другой женщины – это прежде всего личный положительный опыт грудного вскармливания. Медицинские сестры и акушерки, как и большинство современных женщин, такого опыта не имеют. Неправильное прикладывание, будучи широко распространенным явлением, не вызывает никакого беспокойства со стороны медперсонала. Женщинам даются только рутинные рекомендации по залечиванию ссадин или трещин, если таковые имеются. Если же у малыша и мамы безболезненное неправильное прикладывание и связанный с ним недостаток молока, то проблема решается назначением докорма и заканчивается стремительным переходом на искусственное вскармливание., т.к. докорм дается из бутылки с соской. К проблеме неправильного прикладывания присоединяется отказ от груди. Что же делать женщине, прикладывая своего малыша к груди? Постарайтесь найти кого-нибудь, кто умеет кормить ребенка грудью. Если нет возможности найти консультанта по грудному вскармливанию ( в странах Европы , Северной Америки, Австралии это не проблема) , пусть это будет мама, кормящая не первого ребенка, следившая за качеством прикладывания, кормившая долго, не использующая сосок и пустышек, никогда не имевшая и не имеющая проблем с сосками (ссадины, трещины). Понаблюдайте за тем, как она подает ребенку грудь и как ее малыш сосет. Это может быть ваша соседка по палате. Если вы испытываете неприятные или болезненные ощущения во время сосания ребенка, а медперсонал не может ничего исправить своими манипуляциями, попробуйте найти маму, не испытывающую неудобств при кормлении и проконсультируйтесь с ней. Оптимальный для мамы вариант, когда ее обучает прикладыванию женщина, имеющая большой практический опыт и умеющая отличать различные варианты прикладывания при разных формах соска. Например, при первом взгляде на двух кормящих соседок по палате, особенно с расстояния в один метр, может показаться, что у одной мамы все хорошо, а у другой захват не очень глубокий. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что у первой мамы захват получился недостаточный, хотя маме и не больно, ребенок на самом деле лижет сосок и рот открыт недостаточно широко. Малыша надо будет переучивать и маме следить за качеством прикладывания. В другом случае выясняется, что хотя у малыша очень маленький ротик, а у мамы большой сосок, малыш очень хорошо высунул язычок, правильно его расположил и отлично сцеживает грудь. При прикладывании ребенка постарайтесь следовать общим рекомендациям: 1. Вкладывайте грудь ребенку ТОЛЬКО В ШИРОКО ОТКРЫТЫЙ РОТ! Не пытайтесь протолкнуть сосок в полуоткрытый ротик, скорее всего ребенок зажмет его челюстями или он возьмет его недостаточно глубоко. 2. Старайтесь действовать быстро, т.к. широко открытым ребенок держит рот секунду-две. Если вы не успели, дождитесь следующего раза. Помогите малышу открыть ротик, проводя соском по нижней губке несколько раз подряд. 3. Проявляйте терпение. Очень часто я наблюдаю такие мамины действия: мама берет малыша, пытается его приложить, ребенок проявляет активный поисковое поведение, вертит головой. Мама говорит: ”Он не хочет!” Инстинктивное поведение ребенка, направленное на поиск соска мама воспринимает, как отрицательный ответ взрослого человека! Или, например, очень часто бывает, когда мама соском дотрагивается до нижней губки ребенка, он сжимает ротик. Мама опять сразу же говорит, что ребенок не хочет сосать. А между тем, если бы она продолжила предложение, то малыш обязательно открыл бы рот. Ведь ребенок еще не понимает, что от него хотят. Он не знает, что от него ждут открывания рта. Большинству детей для формирования устойчивого навыка правильного захвата соска, в ответ на мамино предложение, требуется не менее двух недель! 4. Очень часто, захватив грудь правильно, младенец во время сосания сползает на кончик соска и начинает его прикусывать. У мамы появляются болезненные ощущения, но она их терпит. Болезненное сосание терпеть недопустимо! Ребенок не знает, что он сосет неправильно! Его необходимо научить правильно сосать. Если малыш начинает сползать на кончик соска, грудь необходимо правильно забрать (разжав малышу челюсти, быстро засунув кончик пальца в уголок рта) и подать заново. 5. Обычно ребенок сползает на кончик соска в том случае, если во время сосания он не касается носиком груди. В большинстве роддомов рекомендуют грудь над носиком придерживать пальцем, чтобы легче было дышать. Но ребенок ощущает грудь лицом! Он должен касаться груди носиком во время сосания. Такое положение должно сохраняться во время всего сосания и в любом возрасте малыша. Если он не касается носиком груди, новорожденный не знает, что он уже на “месте”, и может совершать поисковые движения с соском во рту! Его мама тут же говорит, что ребенок не хочет сосать. Носик малыша так устроен, что кончиком он делает в груди “ямку” и дышит через маленькие треугольные щелочки у крыльев носа. Поэтому нет никакой необходимости придерживать грудь пальцем над носиком. Мало того, что этот маневр портит прикладывание, он еще способствует возникновению лактостазов в верхних долях железы, т.к. мама своим пальцем пережимает протоки и затрудняет отток молока. Малышу нельзя позволять оттягивать сосок или пропускать его между челюстей туда-сюда. Необходимо придерживать головку при попытках оттянуть сосок. И забирать грудь, если малыш начинает “баловаться”, причиняя маме боль. Ребенку более старшего возраста нельзя позволять поворачивать голову с соском во рту, если ему хочется посмотреть на какой-то предмет. Малыш должен следить за интересующим предметом только глазами. Или должен отпустить грудь и повернуть голову, если это ему так необходимо. 6. Отдельно хочу отметить “неудобные” формы соска – плоские соски, втянутые, длинные, толстые. Любой новорожденный, способный сосать, может приспособиться к любой форме соска своей матери. Мама, имеющая сосок “нетрадиционной” формы должна проявить больше терпения и настойчивости в обучении ребенка правильному сосанию. И она должна постараться, чтобы ее малыш никогда не получал других “оральных объектов”, т.к. они в любом случае покажутся ему более удобными для сосания, чем материнская грудь. 7. Для мамы с плоскими и втянутыми сосками очень важен момент втягивания ребенком груди в рот. Если малышу в рот попадает бутылка, пустышка или соска, он перестает делать втягивающее дижение. И соска и пустышка и так вытянуты, их не надо втягивать дополнительно. Поэтому, когда малышу в рот попадает мамин плоский сосок, он просто открывает рот и ждет, не пытается его втянуть. Маме с плоскими или втянутыми сосками надо постараться не допустить попадания в рот ребенку других объектов для сосания. При необходимости можно давать докорм или свое сцеженное молоко из ложечки, шприца или пипетки. Если у мамы длинные и (или ) большие соски, ей очень важно вкладывать их в рот как можно глубже, пронося собственно сосок мимо челюстей. В случае с длинным соском ребенок очень часто смыкает челюсти на соске или сразу за соском. Ареола в рот практически не попадает, малыш ее не сцеживает, получается, что он просто лижет сосок. Молоко он сцедить таким образом не может, грудь не опорожняется и не стимулируется. Начинается нехватка молока. Большой сосок невозможно вложить в недостаточно открытый ротик. Малыш, пососав соску или пустышку, перестает широко открывать рот, т.к. для сосания этих предметов совершенно не нужно открывать рот широко. Ребенок с самым маленьким ротиком может сосать грудь своей мамы с самым большим или длинным, или любым другим “неудобным”, с нашей точки зрения, соском. Надо только правильно вложить грудь в рот, проявить терпение и настойчивость. Всего-навсего. В заключение хочется сказать, что обучая ребенка правильно сосать грудь, мама обеспечивает ему в будущем полноценное, идеально подходящее питание, а себе – продолжительную стабильную лактацию. Время создания: 26 Октября 2011 19:58 :: Тип участия: Прямая специальность
Оценок: 5
|