Незыблемые правила воспитания: бить или не бить.

«Психология и психиатрия / Детский психолог»

Вопрос №287151 :: (10.06.2010 14:57) :: Ответов: 2; Комментариев: 0
Лена
Жен., 27 лет.
Москва
Здравствуйте!
Моя история. Мы живем в коммунальной квартире. Семья полная. Муж, дочь 3-х лет и сын полгода. Дочка в целом послушная, но иногда бывает чрезмерно упрямой. Возможно, это у нее от меня - я тоже упрямая. В садике, по словам воспитателя, девочка самостоятельная, непроблемная (сама одевается, ест, спать укладывается, в обиду себя не дает и других не обижает). Дома ведет себя более раскованно: может отказаться есть, чистить зубы, одеваться/раздеваться или просто ноет, если не разрешаю съесть второе мороженое, посмотреть еще мультик или пора спать. В целом меня слушается, но любит поупрямиться, хочет, чтобы все было «по её», поучает более младших детей на улице или кукол. Я всегда сначала использую уговоры/разговоры, потом ухожу на 5 минут из комнаты, чтобы она подумала, поняла, что упрямство – плохой советник и только потом применяю повышенный тон или битье по попе (или другую тяжелую артиллерию: угрозы, угол, лишение развлечений и др. – в зависимости от ситуации). Раньше было совсем тяжко. Каждый день скандалили. Кризис 3-х лет уже прошел. Ревность к рождению младшего тоже позади. Сейчас она понимает причинно-следственную связь, стало проще. Но упрямство делает свое дело. Детей между собой не сравниваю.
Суть проблемы. Все вокруг (за исключением мужа) мне твердят, что я очень строгая мать, что мое воспитание как в армии, а то и в ОМОНе. Моя мама считает, что я много требую от дочери, порой можно и не почистить зубы или лечь спать не в 22-00, а пока она сама не захочет. Другие советчики (как правило, соседи по коммуналке, друзья) утверждают, что детей заставлять, наказывать, а тем более бить нельзя ни при каких обстоятельствах, а надо уговаривать/объяснять (притом такие советы дают, даже скажу «навязывают с пеной у рта», люди, у которых нет детей). «Бить и наказывать нельзя, т.к. ребенок может вырасти убийцей или маньяком; кричать на него нельзя, т.к. вырастет нервным; грозить бабой-ягой, дядей тоже нельзя, иначе будет боязливым или станет заи̒кой». И много чего нельзя применять по отношению к ребенку. Какая-то ювенальная юстиция получается. А когда дочь начинает вести себя плохо, то все причитают, что вот результаты моего воспитания. Я в свое оправдание говорю, что если бы я не воспитывала ее строго, то она бы еще хуже себя вела и не такое бы вам устроила. Они твердят, что нужна золотая середина. Я согласна, нужна. Но никто не говорят, где эта золотая середина и какая она. Но почему, когда дочь начинает себя плохо вести и их разговоры/уговоры не помогают, сразу зовут меня, чтобы я ее забрала. Понятно, что моя дочь – мои проблемы, но зачем тогда так рьяно доказывать свою правоту. Чем не повод продемонстрировать свой дар убеждения, как НАДО делать. Эти умные «психологи» утверждают, что тиран, потому что у меня было трудное детство: я с раннего детства мыла полы, посуду, убиралась по дому, сама стирала, помогала готовить, в 6 утра бежала на хлебзавод за свежим хлебом, по выходным ходила на рынок за продуктами, мы постоянно пропадали на даче (у нас их было две) и не так, как сейчас «на шашлыках», а действительно там работали: сажали, пололи, поливали, копали, жуков собирал и т.д. Понятно, что меня и заставляли, и шлепали по делу, но без фанатизма. В школе я училась на 4 и 5, и притом в начальных классах меня контролировали, заставляли учиться, а потом я сама себя контролировала, сама делала уроки и дневник заполняла (даже расписывалась за учителя и за родителей), и родителям говорили, что им можно не приходить на собрание. В общем, была довольно самостоятельной девочкой, не без минусов, конечно. Но нет, в моем детстве были и развлечения, и отдых, и друзья. Не буду перечислять их, но у меня достаточно счастливых воспоминаний, я считаю свое детство прекрасным: я так же играла с детьми во дворе, хотя тогда мне было обидно, что не с утра до вечера как другие дети, зато сейчас понимаю, что детей надо чем-то занимать, а не оставлять на весь день во дворе слоняться. Есть и такие, кого просили только хорошо учиться. Да, они умные, но ведение быта убивает всякое уважение к таким людям. Притом я вижу тех самых людей, которых «не били» в детстве, и скажу одно: я не хочу, чтобы у меня дети были такими. Лежать все время на диване; ходить на работу так, как будто это подвиг; не замечать, что лампочка перегорела или пора мыть полы, а уж про мытье за собой посуды я вообще молчу. Не работать потому, что работа не приносит удовольствия или «это не моё»; не заводить семью потому, что это большая ответственность и «это не для меня» или «я слишком идеален»; просить деньги у родителей или отмахиваться от них, как от назойливых мух, или просить их освободить квартиру потому, что когда-то они переписали ее на тебя; не уступать место старшим в транспорте; сидеть допоздна за компьютером, играя в какие-то бесполезные и тупые игры; покупать вещи не для дела, а больше для «понтов»; или просто думать, чем бы таким заняться, чтобы не напрягаться и ничего не делать. Я могу продолжать до бесконечности! Плюсы, конечно, у таких людей тоже есть. Разве это золотая середина? Разве это правильное воспитание? Разве таким должен стать ребенок? Разве к этому мы стремимся? Нужно ли заставлять ребенка что-либо делать, когда он этого не хочет? Нужно ли готовить ребенка ко взрослой жизни, учить быть самостоятельным, быть в ответе за свои поступки или проступки? Есть ли НЕЗЫБЛЕМЫЕ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ, от которых нельзя отходить ни при каких обстоятельствах. ПРАВА ЛИ Я? Я хочу услышать мнение человека со стороны, может, я не права и действительно чего-то не замечаю. Дилемма. НЕ БИТЬ – будет лентяй и тунеядец, БИТЬ – преступник или злой и несчастный. Если бить, то как часто и в каких случаях и как? Меня не покидает чувство, что я права. Но мнение более, чем одного человека – это повод призадуматься. Что я собственно и сделала. Я устала быть тираном в глазах окружающих. Но прежде всего я хочу быть хорошей матерью, не доброй и пушистой, а хорошей и справедливой матерью. Прошу дайте, пожалуйста, дельный совет.
Кузнецова Юлия Владимировна. Нейропсихолог, психолог. г.Москва
Нейропсихолог, психолог. г.Москва
Здравствйуте, Лена! Безусловно, правила для ребенка должны быть. Лучше, чтобы был свод жизненно важных требований к ребенку, который будет единогласно соблюдаться всеми членами семьи. И должны быть не принципиальные вопросы, в которых девочка сможет решать сама. Тогда капризов будет на порядок меньше, и ребенок не будет "продавливать" с Вами то, что разрешают ему остальные родственники. Санкции - столкнуться с последствиями своего упрямства, лишение временное привелегий. А вот по поводу бить ребенка и повышать голос, я глубоко с этим не согласна. Любое физическое насилие ( а крик равноценен битью для ребенка) дает эффект кратковременный, стоит Вам отвернуться, и ребенок сделает по своему. Пока в силу своего возраста втихую, потом дело дойдет до открытого противостояния. Любое насилие рождает страх, перерастающий в агрессию и недоверие. Путь убеждения более длительный и трудный, но в дальнейшей перспективе более действеный и благодарный. И кроме того, как Вы будете убеждать ребенка впоследствии не драться и не повышать тон, если что-то будет не по ее? Какой способ решать вопросы она скопирует? Удачи!
Время создания: 10 Июня 2010 15:39 :: Тип участия: Прямая специальность
Оценок: 0
Мирослава. психолог
психолог
Лена, прочитайте книгу Ю.Б.Гиппенрейтер "Как общаться с ребенком?" .
Самый эффективный метод воспитания "кнута и пряника".
Отрывки из книги есть на на моем сайте раздел "общение с детьми" www.g-miroslawa.narod.ru
Время создания: 10 Июня 2010 20:52 :: Тип участия: Другая специальность
Оценок: 0
Мнение зала