Задержка речевого развития

«Психология и психиатрия / Детский психиатр»

Вопрос №775280 :: (30.03.2014 16:21) :: Ответов: 1; Комментариев: 9
Руслан
Жен., 33 лет.
Украина Николаев
Здравствуйте!
Поиск возможных причин отсутствия речи у 3-х летней дочери привёл на Ваш сайт.
Помогите, пожалуйста, с диагностикой и примерной тактикой дальнейших действий.
Охарактеризую дочку в рамках стандартного опросника для таких случаев, скачанного с просторов интернета, но остановлюсь детальней на особенностях поведения. Переживаю пропустить какую-нибудь важную деталь поведения.
Рождение:
В процессе беременности осложнений никаких не возникало. Наблюдались стандартно. Родилась в срок. Роды охарактеризовал бы, как сложные. Добавлю: «С моей точки зрения», но попытаюсь оставаться объективным. Вскрыли плодный пузырь около 12:00, а родилась дочка примерно в 16:30. Акушерка и медсестра практически не вмешивались (пропагандировался в роддоме такой принцип родов). Пробовали активизировать потуги меняя позы. Акушерка изредка подходя и слушая стетоскопом только загадочно, полушёпотом приговаривала: «Плохо, плохо…». Приблизительно в 16:00 зашла врач и удивившись, что роды всё ещё продолжаются взяла инициативу в свои руки. Имею ввиду организационно, как тамода. Общими усилиями чуть ли не «выдавили» совсем синюю малютку. Малышка не дышала. Было обвитие пуповины вокруг шеи. (Плановое УЗИ-обследование не показало обвития). Пуповина оказалась не очень длинной. Её еле хватило, чтобы показалась голова и была возможность снять петлю. Был момент, когда врач взяв синюю (именно синюю) малютку кинулась с ней в противоположный угол комнаты к реанимационному столику с оборудованием, позабыв о пуповине. Через пару секунд, также подошедший в родильный зал, заведующий отделением взял малышку в свои руки, дождался перерезания пуповины и отнёс малютку к реанимационному столику. После отсоса слизи и (насколько помню, но не уверен) первого вдоха с помощью резиновой груши, дочка буквально сразу закричала и успокоилась на груди у матери. Других реанимационных мероприятий не проводилось. Цвет кожи, минут через пять, принял нормальный оттенок. Лицо и взгляд новорожденной дочки мне показался каким-то глубоко осмысленным и спокойным. Не было этого, растерянного выпучено-удивлённого взгляда, который часто обращал на себя внимание у других новорожденных. Полежав, минут пять — десять на матери, малышка согласилась взять грудь. После родов нигде специализировано малышка не наблюдались и на учёт не становились (имею ввиду, по поводу осложнений при родах) . Нейросонографию не делали. Вообще никаких предостережений по поводу дальнейшего развития никто не высказывал.
Первый год и далее:
До полутора лет, особых тревог не возникало, так как кроме физического здоровья отдельные проявления не оценивали и не старались связать их в какую-либо систему. Развитие продолжалось без особых успехов и осложнений. Это наш первый ребёнок и сравнивать не с чем. Везде много информации, что каждый ребёнок индивидуальность и пытаться привести всех к общему знаменателю – ошибка. А на таком малом промежутке времени, без знания и опыта — затруднительно уловить объективные поводы для тревоги. Только теперь были уже у нескольких неврологов. Посещаем логопеда.
Засмеялась в четыре месяца, подражая матери. Головку держать и переворачиваться тоже начала без задержек. К игрушкам интерес проявляла. При первой же возможности стала сосать средний и безымянный палец правой руки. Вынимая пальцы получали истерику. Тремора конечностей при плаче не было, исключая те пару раз, когда при сильнейшей истерике дрожал подбородочек. Но повторюсь, было такое всего пару раз. Настораживало, что перед плачем дочка резко откидывалась назад. Как бы характеризуя этим какой-то сильный импульс обиды, после которого, уже точно, без истерики не обойдётся. Если не знать этой особенности, то можно было в момент начала истерики выпустить её из рук. Причиной для плача могла послужить любая мелочь. Стоило изменить маршрут прогулки или последовательность каких-то действий, отказать в чём-то, как начиналась истерика. После, даже выполнив предполагаемую причину истерики успокоить ребёнка не удавалось. Казалось, она таким способом отстаивает свои права на самостоятельность. Был повод – двадцать минут буду рыдать. Отсутствие нашей реакции на истерику – решающего результата на её продолжительность не имело. Бывало, в парке, после очередного каприза, мать оставляла её лежащей на траве и отходила на метров двадцать в сторону. Смотрит - уже двадцать минут лежит и не встаёт. Подходит, а она спит. Часто плач переходит в агрессию. Как бы «выпустить пар». Сидеть в коляске стала около 7-ми месяцев. Не торопились обучать этому, дабы не нагружать преждевременно позвоночник. Пошла сама в 1-н год. В год и восемь с помощью горького перца и упорных истерик за пару месяцев отучили от сосания пальцев. Кормилась грудью до 2-х лет и семи месяцев.
Чтение и музыка не увлекали её. Книжки по пять минут могла просто перелистывать вперёд-назад, игнорируя комментарии, вопросы и попытки почитать ей вслух. Сказки также не слушает. Не подпевает. Внимание сосредоточить на речи не может. Сверстники и взрослые на прогулках её мало интересуют. Относится к ним безразлично. Практически не зависит от их присутствия или отсутствия. Кажется, что она, как кошка – живёт сама по себе. Ты можешь либо присоединиться (подыграть её действиям), либо не мешать. Если какая-либо забава ей придётся по душе (подбрасывание, манипуляции с игрушкой и т.п), то будет жестами и истерикой просить её повторять по тридцать раз подряд. Бывает сильно самостоятельна. В два с половиной года в курортном городке несколько раз пыталась уйти по пляжу в самостоятельные похождения. При повторной попытке, решил незаметно для неё проследить, как далеко она может уйти и с какой целью. Хватило меня на пол часа такого наблюдения. Малышка пошла беззаботно по пляжу собирая ракушки и кидая их в воду, так и не вспоминая о родителях и не имея их в зоне видимости. Может бессчётное количество раз повторять одни и те же циклические действия. Например, набирать в ведро воду и тут же выливать её, собирать пирамиду из кубиков и валять её. Особо любит (чуть ли не с полугодовалого возраста) отматывать на компьютере (нажимая нужную клавишу) какой-либо момент мультфильма или съёмки с её участием на пару фраз назад. Повторяет это по сотне раз! Самостоятельно редко прерывала этот процесс. По началу, было интересно: «На сколько же дочки хватит?» Теперь, начинаем её активно переключать на другие занятия. Ещё любит кружиться на одном месте и падать потом от головокружения. Очень активна. Любит побегать, попрыгать, что-то достать. Не вспомню её сидящей и над чем-то задумавшейся. Хотя бывало, что из коляски не выманишь. Всю прогулку могла просидеть и любые попытки и предложения побегать самостоятельно игнорировать. В три года начала интересоваться перебиранием бисера. На минут 20-ть теперь её это может увлечь. Физически развита хорошо. Слух и зрение отличные. Замечает мелкие предметы, слышит не громкие звуки.
Игра в кубики сводится только к построению пирамиды и последующем её разгроме. Категорически не воспринимает попыток показать, что можно из четырёх кубиков собрать того же мишку или волка. Хорошо играет с игрушками –сортерами. Без заметных трудностей подбирает фигуры к различным отверстиям. Также хорошо подбирает идентичные изображения в лото. Собирает пазлы скорее по памяти, чем осознанно, анализируя детали изображений. Очень хорошая зрительная память (да и память хронологическая). Знает счёт до десяти и русский алфавит. Рисовать любит, но рисует плохо. Кисть или карандаш держит всей кистью, как палку, направлением от большого пальца к мизинцу. Кисточкой очень неловко и сильно водит в той части листа, где находится силуэт для закрашивания. Не может написать (хотя знает) ни букву, ни цифру. Не может изобразить геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Рассыпанную фасоль, гречку, мозаику успешно собирает в чашку. Также отлично справляется с ориентированием по меню мобильного телефона (самостоятельно находит видео, включает, отматывает, выключает).
Одевается только с помощью взрослых. (Ну может летом сможет. Трудно ей натянуть плотные штаны на колготки и застегнуть молнию на куртке.) Раздеться может самостоятельно. Есть ложкой самостоятельно начала с полутора лет. Писять просится с 2,7 лет. По «большому» — не соглашается сесть на горшок или унитаз. Ждёт и терпит – пока оденут Памперс. Отлично запоминает маршруты прогулок и редко соглашается на какой-либо новый. Практически не реагировала на своё имя или обращение к ней до 3-х лет. Имя ни своё, ни родителей не произносит, хотя откликаться на обращение к ней после 3-х лет потихоньку стала. Примерно, пару раз из шести – семи обращений теперь могут иметь ответную реакцию. Словарь из полу-лепетных слов (мама, папа, мяу, ав-ав, угу, му), появившихся в полтора года, расширялся очень медленно и ощутимого прогресса в речи не наблюдалось. Теперь (в три года и три месяца) словарный запас составляет порядка 70 — 80 слов. Вот несколько из них: ало – телефон, аду – подушка, гуа – два, вуосем — восемь, мяцик – мяч, кусять – кушать, циток – цветок, папася – черепаха, ква – яблоко, бача – бабочка, сир – сыр, пись-пись, мася – Маша, пти – птица, уси – уши, мяу – кошка, пи-пи – мышь, бе – белка, ме — коза. Употребляет самостоятельно (без провокации) слова крайне редко. Активный словарь из слов 30-ти. Повторяет только последние слова(слоги) из фразы, до неузнаваемости коверкая их (как Замшут и Равшан из комического сериала «Наша Раша»). Не может сознательно ответить «Да» или «Нет». На любой процесс передачи предмета говорит: «На!» При уточнении: «Дай». Показывает свои желания жестами. Берёт за руку подводит к предмету на полке, тыкая на него «э-э». Если регулярно и по любому поводу не переспрашивать, то что она показала жестами, то можно практически и не услышать слов. Бывают спонтанные, не продолжительные проявления речевой активности, когда повторяет бессмысленный набор звуков (несколько одинаковых вариантов). Например: «Муню-муню-муню», — как бы обращаясь к тебе или в зеркало. Либо односложные звуки и возгласы во время прыжков и бега. Чётко понять можно лишь НЕДОВОЛЬСТВИЕ по резким поворотам головы и крику. Мимику назвать развитой сложно, хотя все свои действия любит параллельно наблюдать в зеркале. Использует языковые жесты. Если что-либо упало может сказать «Ой» или «Ой бозе!». Трудно распознать: на подсознательном уровне она это делает, или нет. Действия повторяются из определённого набора сценариев. Просим сыр, идём поливать цветы, просим телефон, потом мячик, вытаскиваем и раскладываем лото или краски и т.п. Простые устные просьбы (без сопровождения жестами) выполняет: положи книжку, идём рисовать и т.п. Слышит и отличает источник шума находясь в соседней комнате (захлопывающаяся дверца холодильника, щелчок выключателя, шелест фантика конфеты и т.п.) Сон относительно спокойный, но часто сильно скрежещет зубами во сне. Раньше 24:00 уложить практически не возможно. Явно «сова» а не «жаворонок». В последнее время активно проявляется чувство собственности (не делится, стремится отобрать свои игрушки у других детей). Ранее относилась к этому лояльно.
Невролог говорит, что раз намотала пуповину, то что-то её ещё в утробе матери беспокоило. И бугорок, ощущаемый при поглаживании ладонью над лобной костью (сагиттальный шов) - свидетельство повышенного давления жидкости (ликвора) в черепной коробке сразу после рождения. Также замечал, что спать малышка любит упёршись во что-нибудь головой. Но и у себя такой же бугорок тоже ощущаю. Головка ребёнка пропорционально нормальных размеров.
Очень признателен за внимание к моему обращению.
Психотерапевт онлайн ™. Независимый консультант. Онлайн-чат: https://t.me/kantuev
Независимый консультант. Онлайн-чат: https://t.me/kantuev
Здравствуйте Руслан.Патология развития речевых центров человека (или отсутствие таковой) - не измеряется только рамками какого то опросника или теста, это гораздо более тонкий, уязвимый и сложный алгоритм.Если есть серьезные намерения вникнуть в суть, понять причины и предсказать последствия, приводите пожалуйста все результаты проведенных клинических обследований, результаты инструментально-аппаратных исследований, клинически-значимые лабораторные исследования. Не владея клинической картиной, не видя развитие ребенка в динамике, говорить о чем то конкретном - не получится.
Время создания: 30 Марта 2014 20:29 :: Тип участия: Прямая специальность
Оценок: 3
Мнение зала
(Гость) Ольга 31.03.2014 19:30
Вы описываете типично аутичного ребенка.Не теряйте времени -срочно очно обращайтесь к детскому психоневрологу(психиатру)
   
Руслан 01.04.2014 02:52
Премного благодарен за Ваше мнение и уделённое внимание!
По поводу того, что нужны результаты анализов и исследований.
Это являлось одной из составляющих моего вопроса. Хотелось бы услышать конкретный (максимально приближённый) алгоритм, в описанной мной ситуации.
Какие-либо уточняющие вопросы. Как бы Вы поступили в подобной ситуации, опираясь на свои знания и опыт?
Например, обследовали дочь у психиатра, сделали ЭЭГ. По результатам исследования и заключениям психиатра: если «1» - то дополнительное исследование томографией, если «2» - то упор на логопеда и невролога, если «3» - то …. и т.д. Также, чтобы исключить вариант «4» дополнительно исследовались бы у …... И опять, если – то…
Отдаю себе отчёт в том, что лечение по интернету «фотографии», это не самый оптимальный вариант, но нужны хотя бы приблизительные ориентиры для дальнейшего движения по «фарватеру», чтобы не потерять время и не сесть на мель. Т.к. с коммерциализацией и умышленной деградацией медицины трудно найти специалиста, искренне пытающегося помочь. В больнице по месту жительства – очереди и запись на пару недель вперёд. Многие знающие доктора переехали за рубеж. Выживают главным образом предприимчивые врачи, которые параллельно организовывают частные практики и во время приёма намекают, что в принципе, помочь можно, но в другом месте. Вот можете прийти вечером туда-то, на дополнительную консультацию, попутно купив «чудо» средство с экстрактами всех возможных трав и попробовать десять сеансов, для начала. Перспективная молодёжь идёт представлять интересы фармацевтических компаний. Подчеркну - всё сказанное, это моё субъективное мнение и отдельная тема для разговора, не являющаяся целью моего обращения.
Обследования то разные бывают. Куда обращаться и за какими исследованиями? Как понять, какое нарушение первично, а что уже следствие? Ну и на уровень Москвы не приходиться рассчитывать. Из реально доступных обследований: либо «Охматдит», либо «Институт нейрохирургии им. А.П. Ромаданова» в Киеве. Ну и это если требуется именно исследование мозга. Пока теряюсь в выборе направления дальнейших действий: психиатр, невролог, логопед и т.д. Практикующих детских психиатров (медиков, а не педагогов) не много в моём городе. Пока записались на приём. Были на приёме у двух неврологов, которые предположили не правильное воспитание и синдром повышенной активности с дефицитом внимания, а также не исключают признаки аутизма. Сразу отмечу, что дочь - центр внимания и разговариваем с ней постоянно. «Взрослый» психиатр, попросив малышку показать, кто где изображён на картинках (котик, собачка) вынес вердикт, что это «не его направление». Читал, что диагноз «аутизм» ставится на основе наблюдений людей, долго контактирующих с ребёнком. «Алалия» тоже сугубо индивидуальна и мало прогнозируется по имеющимся повреждениям головного мозга. Также читал, что: «Диагноз перинатального поражения головного мозга может быть поставлен только на основании клинических данных, данные различных методов исследования носят лишь вспомогательный характер и бывают необходимы не для постановки самого диагноза, а для уточнения характера и локализации поражения, оценки динамики заболевания и эффективности лечения.» Главный вопрос, на мой взгляд, в объективной оценке и верной трактовке этих симптомов.
Подскажите, чему сейчас следует уделить особое внимание? Что основное, а что попутно?
Нужна почва для анализа и выработки дальнейшей тактики поведения.
   
(Гость) Ольга 01.04.2014 13:21
Про город Николаев ничего не могу сказать.Если действительно хотите узнать мнение специалистов в области детской психиатрии-езжайте в Москву в НЦПЗ или в Петербург в НИИ им.Бехтерева(тоже есть детское отделение)
   
(Гость) Ольга 01.04.2014 13:30
Насчет Аутизма ничего не могу сказать.Учтите,что Аутизм тоже бывает различной степени выраженности-т.е.не все черты у одного ребенка присутствуют.Чем тяжелее степень-тем хуже прогноз....В легкой степени такие дети рано или поздно начинают говорить и развиваться и не плохо адаптируются в обществе.Тяжелая степень-это инвалидизация ...У вашей девочки не сомненно черты Аутизма есть.Обращайтесь к действительно к специалистам в этой области(именно к ДЕТСКИМ ПСИХИАТРАМ).
   
(Гость) Ольга 01.04.2014 13:46
И еще чем раньше начнете лечится,заниматься-тем легче будет прогноз!!!Ищите действительно-специалистов.Помимо лечения(детский психиатр),также нужны интенсивные занятия с дефектологом!!!!Логопед-тут не помощник,они ставят только звуки.Развитием речи и мышления-занимаются дефектологи.Удачи!!!!!
   
Руслан 02.04.2014 01:36
Спасибо!
   
(Гость) Инна 14.04.2014 16:15
Здравствуйте Руслан. Прочитав Ваашу историю хочу рассказать про своего сынишку. У нас все точь в точь как у вашего ребенка. И тяжелые роды с обвитием пуповины с последующей реанимацией и такое же поведение. Особенно выматывающие истерики, которые начались с того момента как сын узнал про качели, месяцев в 7-8. Ну а после истерики были на любой отказ или ели что не по его. Не туда пошли, что то не дали. До двух лет терпели, ждали, думали особенности характера. Одни врачи говорили по рез. обсл что повышенное внутричерепное, другие по результатам узи говорили отстаньте от ребенка, у него все хорошо. После очередного посещения очередного нового невропатолога, которая выслушала от нас примерно то, что и вы описали о своем ребенке и глядя на нашего сынулю, который не может сидеть на месте, а постоянно хочет выйти из кабинета и бегать по ступенькам вверх-вниз без конца, и на очередной ему отказ он падает в истерике на пол и бьется головой об пол, она нам подтвердила, то что я уже и сама давно догадывалась. Что есть элементы аутизма и нужна коррекция поведения у специалистов. Сейчас мы занимаемся 2-ой месяц по методу АВА с терапистами + психологи. Есть результаты. Истерик стало меньше. Мы перестали их бояться и перестали потокать ему. Главное не терять драгоценное время, потому что они привыкают к своему такому поведению чем становятся старше, тем труднее. Так что не тратьте время и деньги на обследования, а лучше ищите специалистов, которые уеют работать с такими детками. Единственное, что мне не понравилась фраза одной родительницы уже взрослого аутиста, что если в вашем доме появилось это слово «аутизм», то это на всю жизнь. Может мы и делаем глупо , но мы надеемся, что с возрастом все уйдет.
   
Руслан 16.04.2014 21:52
Инна, спасибо за уделённое внимание и рассказанную собственную историю. Всегда восторгался людьми, которые пройдя через непростую ситуацию безвозмездно делятся информацией с другими, дабы они не повторяли таких же ошибок.
Сам уже понимаю, что именно с расстройствами аутического спектра имею дело. Читал в иннете несколько историй зеркально похожих с нашей ситуацией. Ещё когда дочери было два года по запросам «ребёнок не реагирует на имя» в поисковике остановился на аутизме. Но поделившись предположениями с женой услышал в ответ бурю из опровержений. Что всё она говорит, откликается и только мне не везёт на адекватную реакцию дочурки. Я тогда принял во внимание, что женский аутизм реже встречается (1/250 против 1/50) и что жене, проводящей с доцей намного больше времени, виднее. Далее я сосредоточил поиски причин отсутствия речи на алалии. Но видя, что и в три года ситуация с вниманием, развитием речи не изменилась - решительно настроился на всевозможные обследования дочурки и визиты к докторам. Также общая картина не вписывалась в алалию. Проблемы отсутствовали с неуклюжестью, каменной мимикой, равновесием и т.п. Логопед, работающая с ребёнком, тоже сомневалась в моём предположении по поводу алалии. Посетили троих хороших (по отзывам) специалистов у нас в городе. Начали обследование в «Охмадет» в Киеве, а также очно получили консультацию у профессора, доктора медицинских наук Чуприкова А.П. По предварительным заключениям, все склоняются к расстройствам аутического спектра. Для официального заключения нужно месячное наблюдение в стационаре психиатрической клиники. Но дорого время и не вижу смысла в таком обследовании. Как я понял, это больше нужно для получения инвалидности, нежели для оказания действенной помощи. Этот же профессор в этой клинике и работает, но консультации, лекарства и процедуры исключительно на коммерческой основе. Т.е. либо бесплатно, но долго и не эффективно, либо любой каприз за ваши деньги. Ситуация с аутизмом напоминает похожую ситуацию с онкологией. Полно всевозможные лекарей, которые за хороший гонорар пророчат победу над онкологией. Типа, официальная медицина в тупике, а мы вот лечим. Комаровский, кстати в своей передаче посвящённой аутизму говорил, что лекарств от этого на сегодняшний день нет. Есть только коррекция поведения.
Но возвращаясь к теме на данный момент ставлю следующие задачи:
- заставить прислушаться жену в обоснованности диагноза аутизм (она категорически отказывается в это верить);
- определить дальнейшую тактику действий и серьёзно аргументировать применение (не применение) каких-либо лекарств (особенно, применяемых внутримышечно или внутривенно).
Насколько я понял, однозначно полезна в нашей ситуации только АВА-терапия. Всё остальное под вопросом.
   
(Гость) Инна 16.04.2014 23:12
Муж тоже поначалу принял позу страуса и не хотел верить врачу. Но посетив центр, в котором мы сейчас занимаемся (просто так, из интереса поехали) и увидев там мальчишку которому 9 лет, а поведение точь в точь как у нашего Марка, мы задумались. Мальчиком до 5 лет неправильно занимались, пичкали лекарства, пока не выяснили что именно ему нужно. А он уже большой и крепенький и чтоб его удержать нужно два человека. Вобщем я была рада, что со мной поехал муж и видел все воочию, мне просто не пришлось ему ничего доказывать. Именно там я потом узнала от родителей детей, которые постарше и давно ходят, что медикаменты в основном прописывают тем, у кого аутизм сопровождается эпилепсией или ещё чем то неуправляемым. Аутизм не лечится, а то что прописывают просто притупляет эмоции. Мы пока диагноз не хотим официально подтверждать, но от нас требуют в центре. Им статистика нужна, чтоб требовать от государства обеспечения.Вам главное не терять драгоценное время.