 |
профессор кафедры, доктор психологических наук
Уважаемая Маша!
Я внимательно ознакомился с Вашим письмом, и, как мне кажется, мне понятна Ваша ситуация. Поэтому позвольте мне ответить Вам прямо по тексту Вашего письма.
Здравствуйте уважаемые!
В силу обстоятельств в данный момент мы живем в Китае и мне просто не к кому больше обратиться за помощью!!! Если честно, то даже не знаю с чего начать... Наверное лучше во временном ракурсе осветить мою проблему. Три года назад мы с сыном пережили первую психологическую травму - развод. Ребенку тогда, как раз исполнилось 6 лет. Через полгода я снова вышла замуж, но муж в тот момент уже работал в Китае, поэтому мы с сыном остались в России ждать приглашения. В сентябре мой мальчик идет в первый класс и начинается кошмар. Т.к. на мои замечания, сын парировал - а ты не учительница (Маша, контент-анализ этой фразы позволяет заключить: у Вашего сына весьма приличный интеллект; и это хорошо для прогноза ситуации). Приходилось со скандалами делать первые уроки(Маша, весьма важный вопрос: а до занятий в школе у него были подобного рода реакции на Ваши требования? Можно ли сказать: «да и раньше чуть ли не постоянно: чуть что – сразу же ор!» - Это очень важно для понимания причин. Если и раньше чуть ли не любое Ваше требование встречало сопротивление – тогда причина в природе (и что делать – вопрос отдельный). А вот если такого не было раньше – тогда причина точно в системе взаимоотношений в семье. Маша, Нужно обязательно прояснить этот момент) . А в середине учебного года нам приходит приглашение и мы переезжаем в Китай. Здесь сын начинает ходить в Китайскую школу (знание языка нуливое - много проблем), плюс ко всему мы самостоятельно дома занимаемся по программе русской школы, что бы в конце учебного года сдать программу экстерном.
Сейчас мой сын учится во втором классе. В китайской школе у него в прошлом полугодие были успехи и учителя его хвалили (конечно, умненький мальчик), т.к. языковой барьер преодолен, голова у него работает хорошо, следовательно и результаты хорошие.
В чем же проблема? Дело в том, что как в прошлом полугодии, так и в этом домашние задания делаются с криками и воями. Осенью приходилось сидеть с ним каждый вечер, иначе ничего не делал. Сейчас тоже может сидеть за столом, но при этом рисовать, мечтать, в общем все кроме учебы (Маша, это проявление протестной реакции. «Протестной» на что? Вначале был протест против содержания требования. А потом… потом развился порочный круг: Вы естественным образом оказываете на него давление, он естественным образом сопротивляется, Вы стремитесь преодолеть его сопротивление и оказываете еще большее давление, он еще больше сопротивляется, Вы еще больше… он еще больше… вот и возник порочный круг. Более того, теперь его протест не столько против содержания требования, сколько против Вас лично. Теперь Вы для него – олицетворение всего плохого в этом его мире. И здесь два вопроса: а) с чего всё началось (если причина не в природе – см. выше) и б) как разорвать этот порочный круг. Попробую вначале ответить на первый из них. Как я понял, по времени это связано со сменой «отца» - не стало прежнего, родного (по крови), появился новый. Я не знаю, как Ваш сын относился к родному отцу, но появление нового мужчины.. Маша, Вы что-нибудь слышали об Эдиповом комплексе? Суть – подсознательная ревность мальчика к отцу. А тем более к такому («у мужа плохие отношения с моим сыном»), который не любит Вашего сына. Всё это не могло не вызывать у сына состояние психического напряжения, на фоне которого даже Ваше незначительное давление воспринималось как огромная глыба, на которую было огромное сопротивление, на что было…) . Я понимаю, что нагрузка очень большая. Только и я, и он знаем, что все он может сделать очень быстро. А данные его действия просто демонстрация не желания. Постоянно забывает записывать домашнее задание, или просто забывает тетради в школе (Ну это скорее всего подсознательное стремление избавиться от работы… Хотя, если учитывать его совсем не плохой интеллект, не исключаю, что он это делает – «забывает» - вполне осознанно). Дома же без тетрадей сделать домашнюю работу нельзя. Или например вчера сидит ничего не делает. Я ему говорю иди ко мне садись рядом давай почитаем учебник по литературе. Приходит, садится, читает первое слово и начинается истерика (Маша, давайте предположим: при чтении у него возникло какое-то затруднение; поскольку он находится в психическом напряжении (особенно, когда контактирует с Вами – примите это), то вот и истерическая реакция, его психическое состояние готово к такой реакции, тем более в Вашем присутствии). Говорю, хорошо не хочешь читать иди доделай математику. Итак весь вечер. Гулять ребенок не ходит, потому как выполнение домашней работы затягивается до десяти часов вечера (при этом были дни, когда он делал все быстро и шел на прогулку Стоп! Очень важный момент! Не «день», а «дни» - несколько дней подряд! Вспомните, обязательно вспомните, что это были за дни, что это была за ситуация… Очень важно за это зацепиться…), телевизор не смотрит, по той же причине.
В общем если раньше можно было сына уговорить, убедить делать домашнюю работу, то сейчас это уже просто не реально. Он встает и говорит не буду делать, не хочу. По любому поводу начинается крик и ор, он прямо кипит весь (Да, теперь он уже не просто в психическом напряжении, теперь он «кипит»…)
. Сейчас ко всему прибавилось еще и вранье (Ну это-то понятно). При чем врет по мелочам, и тут же на них попадается.
Каждый вечер это кошмар!!! Я не могу ни поговорить с сыном, ни погулять, ни поиграть, т.к. у нас одни уроки, которые делаются в адской обстановке.
Я в ужасе!!! (Маша, согласен, ужасная ситуация)
Очень боюсь окончательно потерять с контакт с сыном!!!! (Кажется, Маша, потеряли, во всяком случае он ушел от Вас очень далеко, духовно ушел… Нужно вернуть… Как вернуть?
Попробую теперь дать ответ на этот - второй вопрос – что делать, как разорвать этот порочный круг… Вот Вы подходите к нему, вот Вы в знак примирения положили ему руку на плечо – и он сбросит ее! Ибо не верит, что такой человек может с миром… Ибо слишком много было от этого человека негативного… Вы снова кладете ему руку на плечо, и он снова ее сбрасывает! Не верит. И тогда Вам – на колени перед ним, со слезами просИте прощение – за всё, за всё… И может, дрогнет что-то в его душе… Вы слишком далеко его от себя оттолкнули, чтобы за неделю, за месяц приблизить его к себе, завоевать его дружбу, завевать его любовь!
Понятно ли, Маша, что нужно, чтобы разорвать этот порочный круг, в возникновении которого нет Вашей вины, ни грана, а есть Ваша беда! Ведь Вы же не хотели этого, когда меняли мужа… Ведь Вы же не думали оттолкнуть сына от себя… Но получилось – оттолкнули, далеко оттолкнули. И теперь в его глазах, обращенных к Вам – не любовь, а вовсе наоборот! Что делать? Образно говоря – стать перед ним на колени (и не дай бог гордыне победить… тогда всё! Конец!), вернуть себе его любовь… И помните, не за одну неделю, не за один месяц – слишком далеко он ушел от Вас… Верните, и будет он счастлив («Дайте мне любви взаймы и я стану Вашим, стану любить вас!»), и будете Вы счастливы вместе с ним!)
Кстати у мужа плохие отношения с моим сыном (Это очень плохой фактор). Когда у сына хорошее настроение, он готов и поговорить как со мной, так и с отчимом. Если настроение плохое, то муж первый враг.
Маша, а если я смогу быть Вам еще чем-либо полезен - напишите мне по адресу: 08-11-40@mail.ru - обязательно отвечу, да и загляните на мой сайт www.pan-alex-u.ru может, среди моих книг выберите себе что-то по душе и напишите, а я помогу….
С уважением, проф. А. Панасюк
Время создания: 11 Марта 2009 09:36
|
|