Пётр Юрьевич Лизяев, спасибо Вам за Ваши наблюдения. Вы как уважаемая и хорошо эрудированная личность в своем деле, можете смело утверждать, что «Фило- и онтогенетически (да и биологически) эмоции первичнее разума». А также смело вычеркнуть из своего сознания любое обратное утверждение в виду того, что оно не соответствует реальности только потому-что противоречит информации усвоенной Вами из учебника.
Однако понимание того, что эмоции НЕ первичнее разума, есть и имеет право на существование.
И у меня есть наблюдения.
Потому-что даже если отталкиваться от словарных трактовок:
Потому-что либо разум это и есть особь (с самого начала ее появления на свет) либо философская категория разума полностью противоречит себе.
(Трактовки я буду приводить, потому-что они более приоритетны для эрудитов. Важные по смыслу слова, я буду брать в кавычки или печатать большими буквами)
«Разум это способность материальной системы осознавать своё существование в окружающей среде и отображать, передавать в форме (виде) знаков и знаковых систем; соизмерять взаимозависимости и взаимодействия материальных систем, определяя закономерности; используя определённые закономерности, действовать и изменять окружающую среду в соответствии со своими потребностями»
Выходит что когда материальная система осознает свое существование (и тем самым себя) - это уже разум. Следовательно, осознать свое существование способна только та материальная система которая уже особь (отдельно существующий организм) и ни как иначе, ибо та материальная система которая еще не особь (отдельно существующий организм) не способна осознать свое существование. Выходит способность осознавать свое существование и возникновение отдельно существующего организма - одновременны. Вы можете себе логически представить мат. систему которая осознает свое существование не будучи отдельно взятым организмом (например булыжник)? Если оно и есть, то это ничто иное как аморфное сознание, выходящее за пределы логики.
Все это говорит о том, что если существование возникает (подразумевая в себе любые восприятия, ощущения, чувства, эмоции) оно автоматически и в тот же момент осознает себя, вследствие чего - априори разумно.
Но так как мы имеем дело со «способностью осознавать» давайте посмотрим на трактовки слова «сознание». Есть две трактовки. И тут Ваше дальнейшее рассуждение зависит от того, на какую стороны вы встанете, на сторону психологии (что вероятнее) или сторону философии.
«Сознание в психологии - это »сформированная «в процессе »общественной« жизни» форма психического отражения (главным образом человеческого) действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий (другими словами обобщенных условностей обозначающих ту или иную область действительности, в частности передаваемых (тех же низкочастотных шумов у китов) и чувственных образов.
«Сознание в философии - это состояние психической жизни (не только человека и как таковое), выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира (как таковой) и жизни самого индивида (или особи), а также в отчёте (другими словами аналитическом результате, при том аналитические процессы происходят даже у медуз) об этих событиях.
Естественно, что если Вам ближе психологическая трактовка, вы вправе объявить что эмоции первичнее разума, так как разум это способность осознавать, а сознание приходит только »в процессе «общественной» жизни«, только когда будут стабилизированы чувства и эмоции, установятся взаимосвязи между оными, может проявиться способность осознавать.
Но суть в том, что ребенок уже осознает эти чувства и эмоции, взаимосвязи, от момента отделения от материнской особи. В виду того, что он уже - особь. Та самая материальная система которая осознает свое существование (и тем самым себя). На каком уровне? А это уже другой вопрос. Не важно на каком, главное - осознает, а значит обладает разумом ни коим образом ни вторичным.
Я же придерживаюсь философии, кардинального (полносистемного) взгляда. На мой взгляд именно разум является основой познания и действия любого живого организма. Другое дело что разум многоуровневый и постоянно эволюционирует.
Ведь в широком спектре аналитической деятельности (а именно он мне важен), сознание может включать в себя как мысли как восприятия как воображение как самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, эмоционального, чувственного или как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Все это указывает на процесс (как таковой свойственный особи) принятия, обработки и отдачи информации. Если он есть, есть разум, так как разум способность осознавать. В противном случае - жизни нет.
Так что ни Фило- ни онтогенетически (да и ни биологически) эмоции не первичнее разума., так как они часть разума, которая может быть трансформирована, утилитаризированна и прагматизированна либо вообще сведена на нет в виду ее рискованности (побочных эффектов в будущем) и неактуальности наличия.
И проблема появления двух лагерей (сенсуалистичного и рационалистического) это не проблема спора между оными, но проблема сенсуалистично-рационалистической дихотомии заразившей аналитическую деятельность человечества. Такой же умственно-оценочной заразы, как и субъективно-объективной дихотомии. Не будь этой дихотомии, мы давно уже бы решили множество проблем во взаимоотношения как со средой, так и с самими собой.
Почему если обеспокоенному ребенку ласково повторять одни и те же слова, или звуки которые родители повторяли с самого его рождения, он успокаивается (установлено также, что домашние питомцы (которые как дети в отличии от людей) испытывающие нервный срыв в разлуке с хозяевами, успокаиваются если их повторно называть по изначальным именам, даже если хозяин позвонит в гостиницу для питомцев и скажет в трубку которую преподнесут к уху питомца, знакомые слова, у животного возникнут благоприятные ассоциации)? Потому-что ребенок ЗАПОМНИЛ позитивные эмоции связанные с родителями. Посредством чего? Посредством этих же ласковых слов, звуков, прикосновений и т. п. которые вначале предстают в СОЗНАНИИ ребенка как благожелательные образы, НАПОМИНАЮЩИЕ о благожелательных ситуациях, а после расшифровывающих позитивные эмоции связанные с этими ситуациями.
Подумайте, если бы эмоции были бы первичнее разума, как бы ребенок смог бы их запомнить? Неужели посредством эмоций, которые обозначали бы эмоции? Как бы это выглядело? Обозначающие эмоции просто не поместились бы в подсознании ребенка. Вместо них там пребывают обозначающие образы, которые в любой момент если их затронуть, возбудят обозначаемые эмоции. Разве наличие столь систематического и изначального метода Запоминания не свидетельствует о наличии интеллекта у ребенка? Разве это не интеллект? Разве это не мышление?
Вспомним что такое память.
»Память - одна из «психических» функций и видов умственной деятельности, предназначенная «накапливать, сохранять и воспроизводить информацию». «Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира» и «реакциях» «организма» многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности«
Ребенку присуща функция накапливания, сохранения и воспроизведения информации? Да. А реакции организма использовать многократно ее в сфере сознания для организации последующей деятельности (главным образом пока что психической)? Да.
Следовательно память уже установление взаимосвязи между объектами информации,а значит Мышление.
»Мышление - наиболее обобщенная и опосредствованная форма психологического отражения, УСТАНАВЛИВАЮЩЕГО СВЯЗИ и отношения между познаваемыми ОБЪЕКТАМИ«
Визуальный образ который запомнен ребенком и взаимосвязан с эмоцией ребенка - это ли не объект? Объект.
Эмоция ребенка взаимосвязанная с образом ассоциирующимся с эмоцией - это ли не объект? Объект.
Ибо:
(Объект - ФИЛОСОФСКАЯ категория, если определять её в пределах эпистемологии, выражающая нечто, существующее в реальной действительности, тоже что и предмет, ЯВЛЕНИЕ или ПРОЦЕСС, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта (наблюдателя, в нашем случае пассивного, ибо ребенка)»
Связи между этими объектами устанавливает ребенок? Да. Значит мыслит? Да.
Следовательно установленные связи между объектами посредством запоминания объектов априори предполагают наличие и других процессов, таких как познание и самообучение (далее разрешение проблем).
«Интеллект (от лат. intellectus - понимание, познание) - общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем»
«Интеллект - способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи».
Разум ребенка начинает познавать и понимать действительность еще в онтогенезе, так как »Понятие интеллект объединяет ВСЕ познавательные способности: ощущение, восприятие, «ПАМЯТЬ», представление, мышление, воображение«
Ребенок ощущает, воспринимает, запоминает, представляет, мыслит, воображает понимает, познает и разрешает проблемы, как не удивительно. вопрос: какого класса сложности решает проблемы человеческий ребенок? Самого низшего в отличии животного, но в высшей степни превосходящего. На каком уровне? На автономном. На самом низшем уровне осознанной деятельности, что по умолчанию не умаляет наличие таковой.
Данное наблюдение лишь указывает на то, что разум первичен. И он - основа, осознающая себя все более и более четко. И он - потенция, реализующая себя все более и более реалистично. Это и есть эволюция. Многоуровневая.
А интеллект это не что иное как совокупность »обозначаемых« с »обозначаемыми« данными ощущения. Этот процесс априори изначален (возник в тот же момент в который мат. материя осознала свое существование, что невозможно не будь особи (см. выше), рационален, хотя и многоуровневый. Доисторический человек глядя на камень что-то там промычал, ему последовали другие, возникло слово (символ, также и визуальный образ) которое явилось »обозначаемым« (от частного к общему). Оно (обозначаемое) перекодировалось (и очень сильно утрамбовалось как ощущение) в память, где в совокупности с другими внутренними обозначаемыми, в любой момент может быть востребовано и передано другим для установления информативного контакта. Как только человек начал воспринимать (ощущать) посредством всех пяти органов чувств информацию (анализируя ее сначала внешними а потом и внутренними анализаторами, в то время как внутренние возникли одновременно с внешними и ни как иначе), он задействовал мыслительный интеллектуальный процесс, все более улучшаемый и модернизированный. Он начал знать. И это знание во многом скрытое от сегодняшних обычных наблюдений, начало Осознаваться. По сути посредством индукции или наведения внимания на тот или иной объект. Фотографирования (запоминания)объекта и закладывания фотографий в память, для установления взаимосвязи. У ребенка это простейшее любопытство, чувственно-эмоциональное наведение вопросов, в то время как у взрослого это якобы в зачастую ощутимо-рациональное наведение. И здесь вторичен не разум, а уровень информативной прагматичности (более актуального метода обработки информации). Зачем плодить и запоминать рискованные чувства и эмоции, когда можно улучшать и запоминать снова улучшая перманентные ощущения, все более и более рационализируя их? Эволюционная привычка разума, который почему-то считает что если чувства и эмоции возникли в детстве, то они неотъемлемая часть человеческого сознания. Этакий эволюционный ступор.
Давайте же тогда будем учиться контролировать свои чувства и эмоции - восклицают нынешние контроллеры. Но истина такова что контролировать чувства и эмоции означает нейтрализовать чувства и эмоции, ибо при любой попытке контроля эмоций, рациональный контроллер либо попросту съедает эмоцию, либо терпит поражение.
Лично я не хочу вопрошать чувствами и эмоциями, бесконечно получая чувственные и эмоциональные ответы. История продемонстрировала насколько это катастрофично. Я хочу вопрошать рационализированными ощущениями, чтобы получать еще более рационализированные. Вот и все.
Чувства и эмоции не первичны разуму с абсолютной точки зрения.
- Символически выполнить ту »работу«, которую не »выполнили« в детстве ваши родители, работу по помощи »связывания и осознания чувств и мыслей«.
Не понимаю что Вы имеете в виду. Эта работа уже проделана. И все чувства и эмоции которые испытал на сегодня признаны мною опасными, болезненными, неактуальными и тщетными, а мысли которые пропитаны ими на сегодня нуждаются в переработке. любую эмоцию можно охарактеризовать рациональными ассоциациями, поэтому у меня не должно возникнуть проблем ни как с интеграцией в обществе ни как с пониманием что именно чувствует другой человек (нет ничего в чувствах, что не мог бы охарактеризовать разум). Подобно тому, как мне больше не потребуется например испытывать сострадание и жалость, достаточно будет понимать и взаимопонимания человека в его состоянии. Я считаю это действительно возможно. Абсолютированное состояние скептической Атараксии, когда удивлению больше нет места, а следовательно и возмущению. Это путь к покою и ясности. Это независимость от страстей. Это биокибернетика изнутри, это я как биомашина которая запрограммирована на получение наилучших результатов в спокойствии и благоденствии себя и окружающих.
Чувства же и эмоции порождают только абсурд, пусть и творческий. Посмотрите на эти картины современных художников, тщеславных и высокомерных поработителей и противников равенства. Их картины это абсурд. Они способны удивить, но они не способны принести миру покой.
Кантуев Олег Иванович, спасибо за ответ.
Еще есть шестой орган чувств. Вся информация которая принимается и анализируется как внешними так и внутренними анализаторами, так или иначе формирует устойчивое, но тем ни менее эволюционирующее мировоззрение (отображенное в групповом менталитете). Этакую »нео-рецепторную« систему совокупности устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности. Именно посредством этого шестого органа чувств мы »нащупываем« себе друзей и врагов)
Но это скорее метафора, нежели 6 орган))))
Сделаем свое мировоззрение более рациональным, ощутим более рациональную действительность. Действительность лишенную конфликтов, как во взаимоотношениях с другими, так и с самими собой. А иначе так и будем срываться друг на друга, и на самих себя, не понимая в сущности: что тут черт возьми творится, на душе как кошки дерутся.
Это мне так кажется.
_ |