Согласно ст. 31 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» «каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения».
Закон о психиатрической помощи в абз. 3 ч. 2 ст. 5 и ч. 2 ст. 11 предусматривает право лица, страдающего психическим расстройством, на получение информации о характере имеющегося у него психического расстройства, целях, методах, включая альтернативные, и продолжительности рекомендуемого лечения, а также о болевых ощущениях, возможном риске, побочных эффектах и ожидаемых результатах. При этом Закон делает оговорку: предоставление такой информации осуществляется с учетом психического состояния лица. В медицинской документации делается запись о том, какая информация была предоставлена пациенту.
Вызывает вопросы редакция ст. 9 Закона о психиатрической помощи, в соответствии с которой по просьбе лица с психическими расстройствами или по просьбе его законного представителя им могут быть представлены сведения о состоянии психического здоровья данного лица и об оказанной ему психиатрической помощи. Некоторые врачи-психиатры трактуют эту норму таким образом, что указанные сведения могут быть, а могут и не быть предоставлены. Они считают, что решение этого вопроса отдано на усмотрение врача. Это неверное понимание нормы возможно связано с неудачной формулировкой ст. 9. Врач не вправе отказать в предоставлении такой информации, тем более законному представителю лица. Вместе с тем, врачу следует поинтересоваться у лица (или его законного представителя) для чего необходима ему такая информация. Это позволит определить характер и объем передаваемой информации, а также пресечь возможные неправомерные действия различных организаций, требующих от граждан в нарушение ст. 8 Закона о психиатрической помощи те или иные справки о состоянии их психического здоровья. Выявив такую ситуацию, врач должен разъяснить пациенту (или его законному представителю), что для реализации им своих прав и законных интересов в конкретной сфере представления подобных сведений не требуется.
По общему правилу информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему самому, а в отношении лиц, не достигнувших возраста 15 лет (в отношении больных наркоманией, не достигших возраста 16 лет), и граждан с психическими расстройствами, признанных судом недееспособными, - их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении.
Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. В случаях неблагоприятного прогноза течения заболевания, информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.
Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны (ч. 4 ст. 31 Основ).
Непредоставление гражданину информации в случаях, предусмотренных законами, в том числе Основами и Законом о психиатрической помощи, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации может влечь наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.39 КоАП РФ).
Указанные действия при условии причинения вреда правам и законным интересам граждан могут влечь и уголовную ответственность (ст. 140 УК РФ). |